У них обыкновенные, простые лица, мускулистые, натруженные руки, на которых еще сохранились следы машинного масла и каменноугольной пыли. Они родные братья тем, кто самоотверженно трудится на заводах и стройках, в колхозах и совхозах; они близки им душой, мыслями, характером. Оружие - вот единственное, что отличает их.
В 1917 году они бились с врагами за новую, свободную Родину, за землю, за волю. В этой борьбе им пришлось пережить голод и холод, сражаться с войсками Колчака и Деникина, подавлять белогвардейские мятежи. Но испытания не сломили солдат Страны Советов, а еще больше укрепили волю, закалили сердца. Друзья обездоленных и униженных, они приходили в селения и города, чтобы восстановить справедливость. Они приносили трудовому народу радость, делились последним куском хлеба, последней щепоткой табаку. Солдаты самой справедливой армии в мире, они будут служить для поколений примером верности, стойкости, мужества.
На протяжении всей сорокалетней истории Советской Армии образ ее воина вдохновлял наших художников и ваятелей. Много новых картин, скульптур, рисунков на эту благородную и неисчерпаемую тему представлено и на Всесоюзной художественной выставке. Репродукции с некоторых произведений мы печатаем на вкладках этого номера.
... Багровый шар луны, как бы вобравший в себя отблески пожарищ, что объяли родную землю. Штык винтовки, серые, холодные облака. Прощаются юноша и девушка... Такова картина А. Ацманчука «Дан приказ». Художник с помощью снулых, но емких деталей сумел передать чувства молодых людей, скрытые под внешней суровостью и сдержанностью.
Этой же теме посвящены произведения Е. Расторгуева «Юность» и М. Клионского «Пути - дороги». Картины навевают высокие мысли о долге человека перед Родиной. Эпически звучат работы Е. Моисеенко «Первая конная армия» и Л. Котлярова «На фронт».
Героической страницей вошла в историю нашей Родины славная победа Красной Армии, форсировавшей в годы гражданской войны Сиваш. Картина М. Самсонова «Переход через Сиваш» ярко передает неукротимый порыв красноармейцев, штурмующих «Гнилое море». Здесь все герои: и молодой солдат, почти подросток, с повязкой на голове, и бывалый матрос, и боец, подхвативший на руки сраженного вражеской пулей товарища.
Полотна В. Хохрина «В тылу врага» и Д. Обозненко «Соловьиная ночь» переносят нас в суровые дни Великой Отечественной войны.
Рассвет. В лесу среди благоухающей зелени, раскинув руки, спят солдаты. Их позы по - детски безмятежны. Только один солдат бодрствует. Накинув на плечи шинель, прислонившись к белому стволу березы, он слушает соловьиные трели... И мы как бы вместе с солдатом глядим на струящийся сквозь ветви свет, и нам становятся понятны и близки думы воина о доме, о любимой.
Советский солдат! Сколько дорог пришлось ему пройти, сколько испытаний перенести в борьбе за свободу, за всенародное счастье! О его необыкновенной судьбе, о его подвигах еще многое должны рассказать художники. Народ ждет от них новых ярких и глубоких произведений, посвященных его любимому детищу - воину - освободителю, самому гуманному солдату в мире.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.