В первых числах февраля 1894 года у ворот дома № 7 по Большому Казачьему переулку, расположенному близ Витебского вокзала в Петербурге, появилось маленькое рукописное объявление: «Сдается небольшая комната одинокому интеллигентному молодому человеку. Третий этаж, квартира 13. Спросить Шарлотту Оттовну».
Объявление висело две недели, мокрый снег размыл его строки, а жилец все еще не нашелся.
Но вот однажды утром, в воскресенье, в квартиру № 13 кто - то тихо постучал. Дверь распахнулась, и хозяйка, обрусевшая немка Бодэ, увидела перед собой молодого человека в коротком черном пальто и поношенной коричневой шляпе. Несмотря на февральскую стужу, он был легко одет.
- Что вам угодно?
- Мне бы Шарлотту Оттовну повидать, - сказал незнакомец. - Я по поводу комнаты...
Молодой человек вошел в переднюю и снял шляпу. Хозяйка испытующим взглядом окинула его и приветливо улыбнулась - ей понравилось открытое, румяное лицо гостя, добродушная, чуть озорная улыбка, высокий лоб И светлая «студенческая» бородка. Бодэ ввела гостя в небольшую угловую комнату с двумя окошками: одно из них выходило в узкий, унылый двор, другое - в переулок. Обстановка комнаты была более чем скромная: узкая железная кровать, квадратный столик, комод и потертый плюшевый диван. На комоде - пузатая керосиновая лампа с белым абажуром.
- Вы, простите, кто по своим занятиям? - поинтересовалась хозяйка. - Служите или по ученой части?
- Я юрист, адвокат. Состою помощником присяжного поверенного Петербургской судебной палаты. А зовут меня Владимир Ильич Ульянов.
Через несколько минут «контракт» был заключен: десять рублей в месяц, плата вперед, уборка и керосин за счет хозяйки. Шарлотта Оттовна проводила жильца до лестницы и на прощание спросила:
- Документы у вас, надеюсь, в порядке? У нас тут околоточный ужасно придирчивый. Ходит все, проверяет, расспрашивает...
Ульянов на секунду прищурил глаза и уверенно ответил:
- У меня все в абсолютном порядке.
И в тот же вечер Владимир Ильич перевез свои небогатые пожитки на новую квартиру. На столе, комоде и подоконниках появились стопки книг, журналов, тетрадей. Чтобы не забрызгать чернилами скатерть, он покрыл стол газетой, а чернильницу поставил на тарелочку. Через час после «новоселья» Ульянов уже что - то писал, заглядывая то в книгу, то в журнал...
В этой тихой комнатке Владимир Ильич прожил более года. Он написал здесь «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал - демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика г - на Струве» и другие работы. Здесь созрела идея создания «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», сюда приходили на тайные встречи молодые марксисты того времени.
Сейчас в этой квартире музей В. И. Ленина. Тысячи посетителей приходят в дом № 7 по переулку Ильича, в скромную и опрятную комнату, где некогда жил и трудился Ленин.
В архивах хранится листок с воспоминаниями хозяйки квартиры - Ш. О. Бодэ, написанными уже после Октябрьской революции.
«Помню я его хорошо. Он был простой, обходительный. Бывало, подолгу сидит, все работает. Его и не слышно. Как приехал он, зачастили к нам городовые. «Пусть, - говорят, - приходит ваш жилец в участок, надо нам знать, на какие средства живет он». Помню, когда передали это Владимиру Ильичу, он сердито засунул руки в карманы и говорит: «Я в участок не пойду. И живу на свои средства. Я помощник присяжного поверенного - так и передайте им».
... Грянула Октябрьская революция. Вышла первая советская газета, и вот, помню, я ее купила и принесла домой. Разворачиваю - и вдруг вижу посредине большой портрет, а фамилия под ним - Ленин. Лицо на портрете мне показалось знакомым. Кто же это такой?
И тут вспомнила: да ведь это же наш жила Владимир Ильич!»
Но вернемся к 90 - м годам прошлого века... Владимир Ульянов приехал а Питер из Самары в конце 1893 года, чтобы посвятить себя целиком революционной работе. Диплом юриста и рекомендательное письмо от видного самарского адвоката помогли ему найти место помощника присяжного поверенного у популярного в то время петербургского адвоката М. Ф. Волкенштейна.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.