На фасаде здания депо Сортировочная Московско-Рязанской железной дороги укреплена красная гранитная доска с надписью: «Здесь 10 мая 1919 года состоялся первый в стране коммунистический субботник». А недавно, в юбилейные дни 40 - летия Великого Октября, рядом с мемориальной доской появилась стеклянная вывеска: «Комната - музей памяти «Великого Почина».
Экспонаты этого музея собраны участниками первых коммунистических субботников, бывшими красногвардейцами.
Внимание многих экскурсантов привлекает фотоснимок паровоза, помещенный на одном стенде с изданием ленинского труда «Великий Почин». Вот что рассказали об этом паровозе старые путейцы Павел Петрович Дятлов, Яков Михайлович Кондратьев и Арсений Павлович Чулин юношам и девушкам, побывавшим в музее.
... Шел 1919 год. В начале сентября на собрании ячейки РКП(б) депо Сортировочная было принято решение подготовить маршрутный поезд для поездки на Урал за хлебом - в Москве было очень тяжело с продовольствием.
Субботники проводились под лозунгом «Хлеб - Москве». Много бессонных, трудных ночей провели железнодорожники за работой в депо. И вот на путях стоял готовый к дальней поездке эшелон в сорок товарных вагонов с паровозом № «530 - У». Начальником поезда был назначен молодой коммунист Рыжков, комиссаром - Дятлов. Маршрут намечался до Челябинска и обратно. Оставалось теперь лишь получить удостоверение Московского Совета.
Часов в 11 утра прямо из депо, не успев переодеться, Рыжков и Дятлов отправились в приемную Моссовета. Здесь им пришлось подождать, пока напечатают документы. Вдруг дверь открылась, и в приемную быстрой походкой вошел Владимир Ильич Ленин. Пальто у Ильича было нараспашку, в левой руке он держал кепку. Владимир Ильич увидел двух железнодорожников в замасленных спецовках и подошел к ним.
- Здравствуйте, товарищи! Садитесь, пожалуйста...
Сели. Ильич тоже опустился на стул. Спросил, по какому делу пришли.
Дятлов рассказал Владимиру Ильичу про решение партийного собрания депо, про то, как во внеурочное время рабочие ремонтировали паровоз и вагоны. В. И. Ленин внимательно выслушал его, а затем сказал:
- Мне очень нравится, что инициатива исходит от вас самих, что она родилась в низах. Сами ремонтировали, сами едете за хлебом для Москвы! Очень хорошо!
- Мы, Владимир Ильич, подготовили к поездке три паровозные бригады, - вступил в разговор Рыжков, - берем с собой двух слесарей, двух плотников, двух смазчиков. Не забыли и про оружие. Путь далекий - все может случиться.
- Да, - задумчиво произнес Ленин, - путь далекий и, кроме того, очень опасный. Вы будете ехать по пятам отступающего Колчака. А люди, которые сопровождают поезд, едут добровольно или по назначению?
- Добровольно, Владимир Ильич... Все по своей охоте.
- Это очень хорошо. - И еще раз повторил: - Путь опасен. Будьте осторожны. Вот смотрите... - И, взяв со стола какой - то журнал, начертил на его обложке схему пути до Урала. - Вот Москва... Вот Челябинск, куда вы поедете... Вот Пермь, а здесь река Кама. Большой железнодорожный мост через Каму взорван Колчаком...
В словах Ильича чувствовалась отцовская забота о людях.
Рыжков достал мандат и передал Владимиру Ильичу. Ленин взял документ и, узнав, что мы работаем в депо Сортировочная Московско - Казанской железной дороги, спросил: то ли это самое депо, в котором зародились первые субботники.
- Да, Владимир Ильич, - ответил Дятлов, - это от нас пошли коммунистические субботники, а организатор всему делу - председатель ячейки Иван Бураков.
Ленин протянул мандат обратно Рыжкову, а тот и говорит:
- Конечно, Владимир Ильич, неудобно вас об этом просить... Тут нарком Цюрупа уже подписался, а вот если бы и вы еще подписали...
- А зачем?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.