- Пожалуйста, «Комсомолку», - сказал юноша в клетчатой рубахе, протянув две рублевых бумажки.
- Зачем два рубля? - удивился продавец.
- На все давайте...
В то утро в газетном киоске, расположенном неподалеку от Московского института инженеров железнодорожного транспорта, редко кто из студентов брал один экземпляр «Комсомольской правды». Просили пять, восемь, десять...
А чуть раньше в аудиторию, где работали студенты - дипломники факультета строительства железных дорог, вбежал кто - то и громко крикнул:
- Ребята, про наших в «Комсомолке» напечатано!
С фотографии на первой полосе смотрели знакомые лица товарищей - дипломников факультета строительства железных дорог, добрых друзей, вместе с которыми учились в вузе пять трудных лет. Но привлекал не только снимок: студенты с гордостью читали письмо двадцати комсомольцев - выпускников, опубликованное газетой:
«В сложных горных условиях в тайге прокладывается железнодорожная линия Абакан - Тайшет, ведется электрификация магистрали Москва - Владивосток, - писали миитовцы. - И заветной мечтой для нас, будущих строителей - железнодорожников, стало: поехать на столь необычную, интересную стройку, как Абакан - Тайшет. Мы просим направить нас на комсомольские стройки, поручить любое дело. Доверие оправдаем. Призываем всех выпускников втузов страны ехать на комсомольские стройки по своей специальности».
Сказать по правде, письму не удивлялись. Студенты просто считали, что все идет как надо. Ведь почти каждого, кто подписал это письмо, знали не только на факультете, но и во всем институте как передовых студентов, активных комсомольцев, хороших товарищей. Знали Бориса Малышева, который руководил бригадой своего факультета на уборке целинного урожая в Алтайском крае и был награжден значком; Женю Тимофееву – отличницу, бессменного члена комсомольского бюро факультета; Дмитрия Лапина, чьи броские карикатуры и дружеские шаржи украшали факультетскую стенгазету; знали Анатолия Зелева, Олега Денисова, Галю Сверлову, Юлия Коротыша, Валю Самарину...
... Все началось осенью прошлого года, когда студенты - миитовцы вернулись с производственной практики. Они работали в изыскательских партиях на Урале, на строительстве новой железнодорожной линии Сталинск - Абакан. Каждый с восторгом рассказывал о суровой, неповторимой красоте природы, о тайге и сопках, а больше - о самоотверженных людях, с которых многим следовало бы брать пример.
Нашлись, правда, и скептики, утверждавшие, что все это «дешевые разговорчики».
- Подумаешь, - спорили они, - «романтика»! И тайга, и скалы, и трудности - все это хорошо только в книгах. А на деле...
- А на деле, - отвечали им «сибиряки» и «уральцы», - это и есть та настоящая жизнь, которая настойчиво и властно зовет к себе нас, молодых специалистов. Мы побывали в Сибири и на Урале, видели, как работают наши товарищи. Там, как нигде лучше, видишь плоды своего труда: вчера - дикая тайга, сопки, скалы, а завтра - железная дорога, мосты, поселки, города...
Получилось так, что и «сибиряки» и «уральцы» начали все чаще затевать разговоры о том дне, когда они получат дипломы инженеров.
Ясность внес комсомольский съезд. На всю страну с большой силой прозвучали слова, призывающие молодежь взяться за сооружение в трудных горно - таежных условиях железной дороги Абакан - Тайшет.
Через два дня первыми среди добровольцев комсомольского миллиона заявили о своем решении ехать в Сибирь студенты МИИТа. И сразу жизнь приобрела какой - то особый смысл. Ребята стали иначе смотреть на свои дипломные проекты, тщательнее вести расчеты. Разработка и защита проектов явилась серьезнейшим испытанием, которое показало, что из стен крупнейшего транспортного вуза страны выходят не просто инженеры, а участники новой комсомольской стройки. Работая над проектами, дипломанты учитывали прежде всего условия, близкие к сибирским: разнообразие профиля, гористость, наличие скальных грунтов. Галя Сверлова, например, сумела «привязать» большую часть исходных данных своего проекта к месту будущей деятельности. Ей помогла в этом производственная практика: год назад Сверлова работала мастером механизированной колонны на стройке железнодорожной трассы Сталинск - Абакан.
... Через всю нашу страну пролегла великая железнодорожная магистраль Москва - Владивосток. Идущий от столицы нашей Родины к берегам Тихого океана поезд проходит Свердловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск... Именно здесь, в междуречье Елисея и Ангары, в горных Саянах, начато строительство железной дороги, которая соединит промышленный центр этого края - Абакан - со станцией Тайшет, расположенной на пути из Красноярска в Иркутск.
Трасса строительства протянулась почти на семьсот километров. Ее характерная особенность - исключительное разнообразие природных условий. Небольшая часть дороги пройдет по сравнительно равнинной Хакасской степи, а дальше - непроходимая тайга, отроги Восточно - Саянского хребта.
Выпускники МИИТа защитили дипломные проекты, попрощались с родным институтам и после отпуска отправились в разные концы новой трассы: в Абакан и Тайшет. Из этих двух пунктов и пойдут строители навстречу друг другу. Скоро можно будет встретить в тайге инженера Бориса Малышева, прокладывающего вместе с партией изыскателей магистральный ход. Они наметят трассу пути, места станций, разъездов, мостовых переходов, обследуют геологические условия линии и всех сооружений. Можно будет встретить идущих следом за изыскателями строителей - путейцев: на одном участке - механизированную колонну под руководством мастера Анатолия Зелева, которая снимает грунт; на другом - группу Галины Сверловой, занятую возведением насыпи; на третьем - Юлия Коротыша, который руководит взрывными работами; и молодых 'инженеров Евгению Тимофееву, Валентину Самарину, которые строят вокзалы, дома, станционные постройки...
В МИИТе ждут вестей от своих воспитанников. Надо думать, что вести будут добрые. Иначе и быть не может. У каждого из двадцати есть благородная цель в жизни, каждый любит трудности... Впрочем, говоря о любви к трудностям, Борис Малышев однажды заметил:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.