Какое оно, личное счастье?

Борис Егоров| опубликовано в номере №748, июль 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Редакция «Смены» получила письмо от М. Коваленко из Днепропетровска. Он пишет:

«Недавно в общежитии, где я живу, был диспут о том, что такое счастье, как понимать его, как найти его в жизни. Заранее мы этот диспут не готовили, возник он случайно, из спора двух товарищей, но потом захватил всех, и мы не могли успокоиться до самого утра.

Для меня было как - то неожиданно, что у нас, людей, живущих вместе, точки зрения были порою столь несхожими. Некоторые товарищи старались свести весь разговор только к так называемому «личному счастью». Другие называли эту формулировку эгоистической и говорили, что такого счастья в их представлении вообще не существует.

Не всегда одна сторона могла убедить в чем - либо другую, многие вопросы остались неразрешенными. Очень хотелось бы увидеть на страницах «Смены» высказывания о том, как понимать, как найти в жизни счастье».

Редакция печатает статью Бориса Егорова на эту тему и просит читателей продолжить разговор.

У большинства советских людей есть ясное, четкое представление о счастье, и, кажется, о чем тут спорить? Но спорить приходится потому, что бытует еще среди некоторых юношей и девушек узенькое, мещанское понятие о счастье как о «личном благе».

Так что же такое счастье?

Мы, граждане Советской страны, - знаменосцы новой морали, новых человеческих отношений. В нашем социалистическом отечестве человек - хозяин своей судьбы, хозяин своего счастья. Каждый у нас работает на общество, общество - на каждого. Счастье одного человека гарантировано созидательными усилиями миллионов других людей, товарищей и сподвижников в борьбе за коммунизм. Год от года ярче, богаче, полнее становится жизнь советского человека, и поэтому он с великой убежденностью вслед за Маяковским повторяет ставшие уже крылатыми слова: «Личное счастье - это рост республики нашей богатства и силы».

Мы сочетаем свои личные интересы с интересами общественными, при этом общественные ставим выше личных. Замечательный советский писатель, друг и советчик нашей молодежи Николай Островский писал: «Если личное в человеке занимает огромное место, а общественное - крошечное, тогда разгром личной жизни - почти катастрофа. Тогда у человека встает вопрос: зачем жить? Этот вопрос никогда не встанет перед бойцом».

Нам дороги эти слова не только своею верностью, но и тем, что правота их подтверждена жизнью человека, их сказавшего. Несчастье, постигшее Н. Островского, было тяжелейшим. Но оно не согнуло, не растоптало его, ибо в жизни Николая Алексеевича огромное место занимало общественное, ибо он был бойцом.

Ряды людей, которых Островский называл бойцами, растут в нашей стране с каждым годом. Труд на благо Родины дает им радость, борьба - силы, в общих победах черпают они свое счастье.

Но есть люди, которые понимают счастье иначе. Они противопоставляют «мое» «общему», стремятся к тихонькому «индивидуальному благу», сторонятся больших дел. Главное, мол, чтобы в собственном доме была полная чаша, а остальное меня не касается: я человек маленький.

Маленький, маленький, а аппетит у такого человека ненасытный. Он больше и чаще других кричит «дай», он отлично знает, что ему по нашим законам «положено», иногда даже критиканствует, но для общественного блага пальцем о палец не ударит. Подобные люди вырождаются либо в этаких рвачей, либо в мелких карьеристов. Личное «я» застилает у них все на свете. Они не живут, а «устраиваются в жизни».

В прошлом году мне довелось плыть пароходом по Днепру. На палубе среди пассажиров находился один мальчик лет двенадцати. Судя по тому, что он говорил, это был «многоопытный» мальчик. Когда он услышал, что кто - то собирается поступать в консерваторию, тут же поведал:

- Я тоже буду учиться в консерватории, только туда устроиться трудно. Нужно знакомство.

Через несколько часов, когда пароход подходил к Каневу и показались знаменитые днепровские кручи, я взял фотоаппарат и направился к капитанскому мостику, с которого удобнее было фотографировать. У трапа на мостик я встретил того же мальчика.

- Разве сюда разрешают подниматься детям? - спросил я его.

- Надо иметь знакомство с капитаном.

Этот ответ мальчика вызвал бурные комментарии пассажиров. Одни стыдили его, другие говорили нелестные слова в адрес родителей. И только одна женщина не согласилась со всеми. Она сказала:

- Ничего. Такому в жизни будет легче.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены