Пока мы вспоминали с Соловьевым прошлогоднее путешествие в Туву, на палубу «Кызыла» поднялся еще один молодой речник. Его лицо было тоже хорошо знакомо.
- Пелевин? - спросил я, протягивая руку.
- Так точно! - отрапортовал он. Комсомолец Геннадий Пелевин окончил в прошлом году речной техникум и проходил на «Кызыле» практику матросом, а теперь служит третьим штурманом на теплоходе «Новосибирск».
Веселой была встреча Соловьева и Пелевина с экипажем судна. Речники, так же как и моряки, любят острое словцо. Долго не умолкали на палубе шутки...
Может быть, дружные взрывы смеха и заставили подняться на мостик сухощавого седого речника в защитном плаще. С невольным волнением вслушивался я в его по - военному лаконичную речь, наблюдал за скупыми, энергичными движениями: ведь это живая легенда Енисейского флота - капитан - наставник Константин Александрович Мецайк.
Десяти лет пришел он юнгой на крейсер, потом с ватагами бесстрашных поморов промышлял на парусниках нерпу в Белом и Баренцевом морях. Под командованием Георгия Седова служил матросом на шхуне «Св. Фока», вместе с Седовым принимал участие в беспримерном походе «а Северный полюс. В годы первой мировой войны, когда у берегов Таймыра льды затерли суда гидрографической экспедиции Вилькицкого «Таймыр» и «Вайгач»,
Мецайк возглавил организацию им помощи. После Октябрьской революции он участвовал в первых экспедициях Главсевморпути, водил речные караваны из Енисея через Карское море в устье Пясины и вверх по этой реке, провел первые суда по рекам Питу и Вельмо. Итогом его многолетней неутомимой деятельности явился капитальный труд большого народнохозяйственного значения - лоция Енисея, которая лежит сейчас в рубке каждого судна, курсирующего по этой реке. И сейчас, как только открывается навигация, Константин Александрович спешит на Подкаменную и, пока держится на ней большая вода, руководит здесь движением судов. Около семидесяти лет Мецайку. Много пришлось пережить ему в жизни, не раз смотрел он смерти в глаза, но с прежней неутомимостью старый речник продолжает служить любимому делу...
«Кызыл» не задерживался в Байките, и через два дня впереди заблестела гладь Енисея. До самого Красноярска провожал нас пряный аромат черемухи, кипенью которой были окутаны берега и острова великой реки.
Три недели длился рейс Красноярск - Ванавара - Красноярск протяжением свыше четырех тысяч километров.
Вернувшись из Эвенкии, «Кызыл» тут же ушел в Минусинск. Но долго еще вспоминали на судне причудливые «башни» и «столбы» Подкаменной...
Известный полярный путешественник Фритьоф Нансен назвал когда - то Сибирь «страной будущего». Но нынешняя Сибирь уже во многом страна не будущего, а настоящего. Строительство гигантских электростанций на Енисее и Ангаре, ввод в строй огромных железных рудников и угольных разработок, сооружение крупнейших заводов преобразили лицо Сибири. Но освоение всех ее уголков еще впереди.
Одним из таких «уголков» и является Эвенкийский национальный округ, занимающий площадь в 740,5 тысячи квадратных километров, на территории которого могли бы уместиться многие европейские государства.
Неисчерпаемы запасы полезных ископаемых Эвенкии. Недра ее хранят железо, каменный уголь, графит, горючие сланцы, алмазы, строительные материалы, поваренную соль. Одного каменного угля в Эвенкии в три раза больше, чем в бассейнах Германии, и в четыре раза больше, чем в бассейнах Англии. Подкаменная и Нижняя Тунгуска - реки, обладающие большой гидроэнергетической мощностью. Велики лесные и пушные сокровища этого сказочного края, но мало пока еще живет там людей, пустынны берега его рек, его таежные массивы.
... Четыре года назад в Москве, в одной из аудиторий Академии общественных наук, эвенк Василий Николаевич Увачан (ныне возглавляющий кафедру в Красноярском лесотехническом институте) защищал диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Темой своего исследования он избрал «Социалистический путь развития народов советского Крайнего Севера». Ответив на вопросы оппонентов, Увачан сказал:
- Ранее угнетенный, не имевший своей письменности народ за годы Советской власти совершил скачок от патриархально - родового строя к социализму. Но это только начало будущего расцвета моей страны. Приезжайте в Эвенкию через десяток лет, и вы увидите, какие там совершатся перемены!
Да, все это будет! Вырастут в Эвенкии заводы и рудники, на много километров протянутся в тайге железные и шоссейные дороги. Пойдут по Подкаменной пассажирские теплоходы. И тогда многие советские люди смогут полюбоваться природой этого края. Сбудутся слова смелого ученого - патриота Леонида Алексеевича Кулика, который, спустившись на лодке по Подкаменной от Ванавары до Енисея, записал в блокноте: «Эта поездка была сплошной поэзией, и я уверен, что наступит время, когда спортивные прогулки туда станут такими же излюбленными, как и на «Столбы»...».
Эвенкийский национальный округ.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.