... Взвод лейтенанта Алексея Кабанова - белокурого юноши с голубыми глазами и по - девичьи нежным лицом, - назначенный в боевое охранение одного из полков, окопался на небольшой высоте у железнодорожного разъезда «55». Утром 21 августа на взвод навалилось до батальона фашистов.
Комсомольцы держались двое суток. Фашисты с мрачным юмором назвали разъезд «пересадкой в преисподнюю». Немало их нашло себе могилу у подножия безымянной высоты.
Но силы были слишком неравны, К исходу вторых суток от взвода осталось семь человек, в том числе двое тяжелораненых.
- Пробивайтесь к своим, - сказал Алексей Кабанов. - Я прикрою отход.
Бойцы по очереди обнялись с командиром.
Кабанов остался на холме один. Фашисты обстреливали смельчака, забрасывали гранатами. Но пулемет Кабанова продолжал извергать свинцовый ливень... Когда кончились ленты, озверелые фашисты бросились на юношу, израненного и, казалось, беспомощного. Но в этот момент раздался взрыв: командир взвода подорвался на противотанковой гранате, уничтожив еще около двух десятков гитлеровцев.
Позже, когда разъезд был отбит у фашистов, мы нашли в окопе Кабанова небольшой сверток с четкой, размашистой надписью: «Умираю, но не сдаюсь. Комсомолец Алексей Кабанов». В свертке лежали комсомольский билет лейтенанта, командирская книжка и фотография девушки с удивленными глазами...
... Нанаец Самара прибыл в дивизию в первые дни ее формирования. Вся одежда на нем была меховая: шапка, доха, рукавицы, брюки и даже сапоги.
- Эка, паря! Где ж ты такую одежду добыл? - спросил его один из призывников.
- Сам делал. Белка глаз бьем, шкурка снимаем, шуба шьем, - доверчиво улыбнувшись, ответил Самара.
Первое время рядовой Самара ничем особенным себя не проявил. И только у разъезда «55» во всей полноте раскрылся снайперский талант комсомольца: в боях он уничтожил около ста гитлеровцев. Юноше присвоили звание сержанта и предоставили право «свободной охоты» за врагом.
Самара кочевал по всему фронту дивизии: сегодня в одном полку, завтра - в другом. На его снайперском счету было уже более трехсот вражеских солдат и офицеров. Командование дивизии поручило сержанту организовать подготовку снайперов. В ненастный октябрьский день Самару приняли кандидатом в члены Коммунистической партии. Накануне он был представлен к высокой награде - к званию Героя Советского Союза. Эти события взволновали юношу. Прямо с партийного собрания отправился на передний край. Самара уничтожил пятнадцать гитлеровцев, но и сам погиб от пули фашистского снайпера...
Хоронили Самару ночью. Шел дождь. У могилы стояли пятьдесят воспитанных Самарой снайперов.
- Твой боевой счет еще не окончен, - тихо сказал снайпер Катков. - Я беру твою винтовку и клянусь, что к списку истребленных тобою врагов прибавлю не один десяток фашистов!...
... Орудийный расчет комсомольца Александра Алеканцева оборудовал огневую позицию у широкой балки близ железнодорожного полотна. На рассвете 22 августа на горизонте показались вражеские танки. Их было более тридцати. Широкий, словно приплюснутый, головной танк двигался прямо на орудие Алеканцева. В тот момент, когда вражеская машина огибала овраг, замковой дернул шнур. Мрачное стальное чудовище задымилось».
Строй фашистских машин сломался. Артиллеристы расстреливали их в упор, не обращая внимания на ответный огонь. Оставив на поле тринадцать подбитых и сожженных танков, гитлеровцы повернули назад, Алеканцев и наводчик Александр Чебунин, уцелевшие в бою, перетащили пушку на запасную позицию. И когда фашистские танки снова двинулись в атаку, Алеканцев стал за наводчика и замкового, а Чебунин подавал ему снаряды...
Поздней ночью дважды раненный Алеканцев приполз в расположение части. По дороге он несколько раз терял сознание, но все же дотащил Александра Чебунина.
... Готовилось решительное контрнаступление советских войск. 19 ноября 1942 года советские артиллеристы обрушили на врага могучий шквал огня. На участках Юго - Западного и Донского фронтов начался прорыв вражеской обороны. Н - ская стрелковая дивизия вместе с другими соединениями очищала Сталинград от засевших там остатков армии Паулюса.
Особенно упорное сопротивление оказал фашистский гарнизон, засевший в вокзале станции Сталинград - первый; от этого вокзала было всего несколько сот метров до Центрального универмага, подвалы которого служили убежищем для гитлеровских генералов во главе с фельдмаршалом Паулюсом.
Двое суток не могли прорваться к вокзалу наши бойцы. Вызвались сделать это пятеро смельчаков - комсомольцев: младший лейтенант Кокарев, сержант Сафронов, рядовые Волков, Коржащиков, Першин. Они установили на трофейный грузовик железную бочку из - под бензина и на ней укрепили станковый пулемет. Машина на полном ходу вылетела на привокзальную площадь и резко затормозила. Появление грузовика было настолько неожиданным, что противник растерялся и несколько минут не открывал огня. Комсомольцы развернули пулемет и начали в упор бить по фашистам. Воспользовавшись паникой, возникшей в рядах врага, советские части прорвали его оборону и устремились на площадь... Вскоре над зданием вокзала взвилось красное знамя, водруженное комсомольцами Кокаревым и Конобаевым. Это произошло 31 января 1943 года.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.