Возле железобетонной коробки коммерческого банка, облепленной кричащими рекламами, часто можно было видеть молодого человека, рисующего цветным мелом прямо на раскаленном асфальте виды священной горы Фудзияма. И изможденное, болезненное лицо, и потертая студенческая куртка, и латаные брюки, и стоптанные башмаки - все говорило о крайней нужде уличного художника. Люди проходили мимо, не обращая внимания на согнувшуюся фигуру юноши. Лишь изредка какой - нибудь прохожий бросал монету в стоявшую рядом плетеную корзиночку.
Этого уличного художника я встретил в день приезда в Токио. Странно и непривычно было смотреть на его жалкую фигуру, и я невольно заговорил об этом со своим провожатым Мацуокой, одним из активистов Всеяпонской студенческой федерации.
- Не удивляйтесь, - ответил Мацуока с грустной улыбкой. - Бывает и похуже. Японскому студенту образование стоит больших денег. А где их взять? Приходится подрабатывать.
Вот у касс кино стоит человек, одетый в театральный ковбойский наряд, с револьвером на поясе. Он живая реклама нового американского кинобоевика. Разговоритесь с ним, и вы узнаете, что это студент Токийского университета. Вдоль витрин крупнейшего столичного универмага с беззаботным видом разгуливают элегантно одетые молодые люди. На юношах безукоризненно сшитые европейского покроя костюмы, через руку небрежно переброшены светлые летние плащи. Девушки в ярких дорогих кимоно. У панели их ожидает комфортабельная прогулочная автомашина. Но не думайте, что это праздношатающиеся молодые бездельники. Модные костюмы на юношах, роскошные кимоно на девушках не принадлежат им. Что касается машины, то она, по мнению владельцев магазина, нужна для выигрышного фона. Живые «манекены» ходят по отведенному для них месту, садятся в машины, вылезают, позируют, демонстрируя достоинства одежды, которую выпускает фирма.
Тяжело живется японской студенческой молодежи. Даже официальная статистика признает, что в стране примерно семьдесят процентов студентов вынуждены искать какие - то дополнительные приработки, чтобы иметь возможность учиться. И студенты нанимаются грузчиками, носильщиками, курьерами, велорикшами, моют посуду в барах.
Многие, не выдержав жизненных тягот, оставляют учебные заведения. А ведь надо учесть то, что в университеты в основном идут дети сравнительно обеспеченной части населения. Что же говорить тогда о рабочей или сельской молодежи?
Мы долго бродили с Мацуокой по городу и уже к вечеру зашли отдохнуть в парк Хибия. После душных и пыльных улиц в тени деревьев было прохладно. Мы присели на свободную скамейку.
- Смотрите, кажется, знакомые! - воскликнул Мацуока.
Из - за поворота аллеи вышла группа молодых людей. По темным курткам в них нетрудно было угадать студентов. Двое бережно поддерживали под руки третьего. Когда они поравнялись с нами, мой провожатый негромко окликнул:
- Ямада - сан!
Юноша, которого вели под руки, поднял голову. Студенты подошли, и Мацуока познакомил нас.
- Я хорошо знаю Ямаду по первомайской демонстрации, - сказал Мацуока. - Хороший парень. А это его друзья.
У Ямады - резко осунувшееся лицо, синева под глазами, да и его друзья, Куросава и Савада, выглядели не лучше: казалось, они перенесли какую - то тяжелую болезнь.
- Так вы из Советского Союза? - переспросил молодой человек, которого звали Савада. - А мы вот с работы идем, - горько усмехнулся он. - Продавали свою кровь. Разбогатели. Только Ямада что - то совсем ослаб: второй раз в этом месяце сдает кровь.
Мне не раз приходилось слышать и читать о том, что студенты в Японии становятся донорами, чтобы получить средства на жизнь и учебу. В Токио, например, около двадцати тысяч студентов сдают кровь.
Предприимчивые дельцы, используя бедственное положение молодежи, сделали из донорства выгодную статью дохода. Если человек хочет сдать кровь, он должен обратиться к посреднику. Тот договаривается с донорским пунктом и за «услуги» получает тридцать процентов комиссионных. В Токио имеется до шестидесяти таких посреднических контор.
- Вот так живешь, мучаешься, строишь планы, - сказал Ямада, - а ведь еще неизвестно, что ждет тебя впереди. Окончишь институт - получишь ли хоть какую - нибудь работу?
В Японии насчитывается по крайней мере десять миллионов полностью и частично безработных. Недавно правительственные организации выпустили объемистую «Белую книгу» с обзором положения в стране. Из этой книги можно узнать, что ежегодно 30 процентов студентов, оканчивающих учебные заведения, пополняют армию безработных. На самом же деле этот процент гораздо выше.
- Ваша молодежь счастливая, - обращаясь ко мне, произнес Ямада. - Ей можно искренне позавидовать.
Его перебил Савада:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.