- Я слушал московское радио. Какие - то ребята отправились в Казахстан поднимать целину. Их называют героями. Это не укладывается в нашем сознании. Поймите, разве не странно, когда вам говорят: приходите работать - вы нужны. А кому нужны мы?
Я не представляю, - продолжал Савада, - как это так: оканчиваешь институт и тебе сразу предлагают работу? Прямо как в сказке. Скажи мне сейчас, что за тысячу километров для тебя есть работа - не задумываясь, пошел бы пешком. Но увы...
Уже начинало смеркаться. Студенты заторопились. Они объяснили, что завтра утром им надо рано вставать: одна торговая компания готовится праздновать свой юбилей, и они подрядились протирать окна в учреждении, убирать мусор.
Мы покинули парк и некоторое время шли по узким, слабо освещенным улицам. Небольшие домики и многочисленные лавчонки тесно жались друг к другу. Где - то наверху с шумом проносились поезда надземной дороги.
Миновав лабиринт кривых переулков, мы очутились на Гиндзе. Это центральная улица Токио. Громадные здания магазинов, кино, ресторанов залиты ослепительным светом. По крышам и стенам домов кружится красочная феерия огненных реклам. Вам предлагают приобрести новейшие американские «Бьюики», «Кадиллаки», «Шевроле», курить американские сигареты «Кэмэл», кушать конфеты японской фирмы «Моринага», пить американское «Кока - кола», носить купальные костюмы, какие носит американская кинозвезда.
Толпы праздношатающейся публики заполняют тротуары. Заметно выделяются своей развязностью американцы. Форма вооруженных сил США в Японии непопулярна. Оккупанты хорошо знают это и носят в основном штатское платье.
Впереди нас остановился «Кадиллак». Из машины вышли юнцы в узких коротких брюках. За ними - девицы в платьях, едва прикрывающих колени, с сильно оголенными спинами. Молодые люди подхватили девиц под руки и исчезли за вертящимися дверями увеселительного заведения.
- Сегодня «Американский культурный центр» устраивает здесь для молодежи танцевальный вечер, - насмешливо сказал Мацуока. - Сенсация! Газеты уже второй день пишут об этом. Вот и спешат сюда наши богатые бездельники.
А неподалеку от здания, где устраивался танцевальный вечер, прислонившись к фонарному столбу, стоял пожилой человек на деревянных протезах. На голове у него пилотка военного образца. На груди дощечка с вязью иероглифов:
«Туберкулезная жена, дети погибли в Хиросиме от атомной бомбы. Помогите!»
Тяжелым, ненавидящим взглядом инвалид войны смотрел на освещенное здание, откуда доносился дикий джазовый рев.
Мацуока попросил остановить такси у моста Нихон - баси.
- Отсюда до моего дома рукой подать.
Мы распрощались, договорившись встретиться завтра.
Чтобы попасть в гостиницу, нужно было проехать улицу, по одной стороне которой протянулась изгородь из нескольких рядов колючей проволоки. «Внимание! Запретная зона!» - предупреждали надписи. Это американский военный лагерь. В глубине его территории виднелись приземистые бараки, окрашенные в темно - зеленый цвет, Ближе к колючей проволоке открыто, будто напоказ, стояли тяжелые бронемашины, орудия в чехлах.
Военный лагерь в самом центре Токио, буквально в нескольких шагах от японского парламента!
Впрочем, что удивляться. Ведь Япония все еще находится под контролем американских вооруженных сил. Щиты с надписью «Запретная зона» вы встретите во многих районах страны. Семьсот американских военных баз, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали японские острова.
Когда такси проезжало мимо ворот лагеря, перегороженных полосатым шлагбаумом, я увидел толпу, освещенную прожекторами, направленными из - за проволоки. В лучах света мелькали красные флаги, плакаты, люди что - то выкрикивала, пели.
- Что здесь происходит? - спросил я шофера такси.
Тот молча, кивком головы показал на дом, стоящий напротив военного лагеря. Несколько человек, забравшись на крышу этого дома, прикрепляли большой плакат: «Американцы, убирайтесь домой! Долой базы! Да здравствует мир!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.