Все это, конечно, беспокоит. Глядишь на «Женский портрет» А. Васнецова или «Натюрморт с апельсинами» А. Вязова, натюрморты О. Целкова и невольно спрашиваешь себя: откуда эта манерность? От внутренней ли изломанности и болезненного восприятия жизни художниками или от стремления быть во что бы то ни стало непохожими на других, чем - то удивить зрителя?
Думается, что последнее вернее. «Направление», которое обнаружили авторы некоторых произведений на выставке, идет у них не от себя, не изнутри, а «с чужого голоса», оно продиктовано потугами на оригинальность. Это не поиски нового, а повторение задов формализма.
Несколько слов о «чужом голосе».
Многие работы на выставке вызывают ассоциации с манерой и приемами наших больших мастеров: А. Пластова, И. Грабаря, М. Сарьяна, С. Герасимова, А. Дейнеки и других. Это не воспринимается как нечто противозаконное, потому что перед нами не механический перепев, не простое подражание внешним приемам, а творческая учеба. Молодому художнику на первых порах нужно на кого - то опереться, и он ищет себе «духовного отца». Близость «учителя и ученика» здесь вызвана глубокими внутренними причинами, похожестью, если так можно выразиться, творческого дыхания. Вырастут у молодого таланта крылья, и он пойдет своей дорогой и. возможно, далеко обгонит того, кто был его путеводной звездой. Такая учеба плодотворна.
Другое дело, когда бьет в глаза чисто механическое, бездумное подражание внешним приемам крупного мастера. Это особенно заметно на полотнах, написанных в манере голого подражания таким художникам, как Ван - Гог, Пикассо. Такая «учеба» ничего хорошего не даст молодому художнику, а лишь уведет его с единственно верного пути - реалистического, исторически - конкретного отображения нашей жизни.
А жизнь настоятельно зовет молодого художника к себе. Она широко раскинулась перед его глазами. Целый мир, полный великих дел, заманчивой чудесной романтики, ждет своего воплощения, правдивого и выразительного. Советский человек так же, как и в минувшие десятилетия, совершает грандиозные дела. Он мечтает, борется, любит, ненавидит, радуется и негодует - ему близко и дорого все человеческое. И мы хотим видеть нашего современника во весь его богатырский рост в романах и повестях, слышать его голос в звучной строке поэта, любоваться им на полотнах художников.
К сожалению, скупо, очень скупо откликнулись молодые художники на события сегодняшнего дня. Речь идет не об иллюстрации тех или иных явлений жизни, а о воплощении в ярких, запоминающихся образах великой героики наших будней.
Почему так происходит? Почему еще мало у нас картин, посвященных труду советских людей, картин, в которых был бы виден и размах строительства и небывалый героизм людей, осуществляющих его? Ведь нельзя же полотна, изображающие цехи, мосты, домны и башенные краны, назвать решением этой большой, неисчерпаемой темы. От художника ждут взволнованного, горячего разговора об увиденном.
Путь к решению этой благородной задачи один - стать ближе к жизни, художественно осмысливать наиболее значительные, волнующие ее явления, раскрывать в неповторимых образах ее великие шаги, ее горячий пульс, то новое, что она рождает каждый день, каждый час. Только тогда кисть художника обретет тот волнующий трепет, без которого немыслимо настоящее, большое искусство, достойное нашей великой эпохи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.