Ожидания, надежды, встречи

В Владимиров| опубликовано в номере №722, июнь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Заметки о третьей выставке молодых художников

Вот уже в третий раз за послевоенные годы устраивается выставка произведений молодых художников Москвы и Московской области. В третий раз молодые таланты отчитываются перед общественностью в своем творчестве, показывают, что составляло на каком - то отрезке времени предмет их дум и наблюдений.

Каждая выставка, в том числе и художественная, - событие. В последнее время общественность столицы была порадована выставками работ И. Машкова, М. Сарьяна, П. Кончаловского, С. Герасимова, В. Фаворского и ряда других мастеров кисти. За минувший год любители живописи ознакомились и с отдельными представителями западного изобразительного искусства, полотна которых, как и некоторые произведения соотечественников, вызывали оживленные споры.

Однако выставку молодых ждешь всегда с особым нетерпением. Страстно хочется увидеть то новое, что обычно вносит в сокровищницу живописи молодежь, от которой зависит будущее нашего искусства.

Нынешняя выставка произведений молодых художников необыкновенна тем, что открылась в преддверии знаменательной годовщины - сорокалетия Великой Октябрьской социалистической революции. И, может быть, поэтому, прежде чем переступить порог Дома художников, невольно вспоминаешь события, в которых наша молодежь всегда принимала самое горячее участие. За ее плечами годы напряженной борьбы за построение на земле самого светлого мира, без эксплуататоров и эксплуатируемых, без униженных и оскорбленных, мира, где слово «человек» действительно звучит гордо, где все, начиная от маленькой яблоньки, посаженной школьниками, и кончая самолетом - гигантом «ТУ - 104», делает счастье людей полнее, красивее. В борьбе за это счастье было все: разруха и голод, забитые досками двери райкомов с короткими записками: «Все ушли на фронт», - первые субботники, первые ударные бригады, первые палатки на берегу Амура и в суровых Хибинах... Днепрогэс и Магнитка, Брестская крепость и Сталинград... Смелые полеты в стратосферу, проникновение в недосягаемые области Антарктиды и ни с чем не сравнимое по масштабам освоение целинных и залежных земель... Сколько замечательных дел свершено, сколько героев родилось в эти годы!

Каждый день нашей жизни и сейчас насыщен большими героическими событиями. Совсем недавно мы читали в газетах о подвиге простой русской женщины Зинаиды Львовой, бросившейся на рельсы, чтобы спасти ребенка. Ценою собственной жизни преградил путь врагу начальник пограничной заставы Михаил Козлов. В нашей дружной семье появился новый отряд молодых Героев Социалистического Труда, вырастивших невиданный урожай, добывших горы угля.

Невольно перебираешь все это в памяти и думаешь: как же эти героические будни, эта жизнь нашего народа запечатлены молодыми художниками? «

Выставка чрезвычайно обширна. На ней представлено 1 120 произведений живописи, скульптуры, графики, плаката, прикладного и декоративного искусства, произведений художников театра и кино. В выставке приняли участие 625 человек, причем многие из них выступили со своими произведениями впервые.

Сразу хочется отметить то, что бросается в глаза, - красочность живописи. Смелое соотношение света и тени, оригинальное сочетание красок, их мажорность радуют глаз. В цветовой гамме, используемой художниками, заметно стремление ярче передать на полотне красоту окружающей нас жизни. Это можно видеть в работах И. Лавровой - Дервиз, В. Стожарова, И. Сорокина, А. Суханова, Л. Полищука, П. Смолина, Э. Булатова и многих других.

Сочетанием светлых тонов, настроением тепла и, главное, любви к тому, что изображено, художники достигают большой выразительности. Кажется, нет ничего монументального, крупномасштабного на этих полотнах, но они трогают своей искренностью, правдивостью. Вот перед нами картина Н. Пластова «Сентябрь». Маленькая деревня с уходящими вдаль крышами домов, над которыми плывут облака, колхозники, занимающиеся полевыми работами, грузовик, ожидающий кого - то, - все это согрето удивительной лаской, написано взволнованно и просто. Проникнута тем же светлым чувством радостного восприятия родной природы и картина А. Тутунова «Май».

Не менее интересна работа С. Фролова «Ночь». Блеск вершин, то мертвенно - бледный, то матово - серый, тонкая игра контрастов и полутонов, кажется, заставляют полотно звучать, и оно действительно звучит, как суровая музыка о далеких походах, о смелых и отважных людях, о родной природе.

А вот перед нами другая работа - «Машинистка» Г. Коржева, художника, уже завоевавшего своими произведениями успех. По сюжету картина удивительно проста. В ней нет ничего такого, что бросалось бы в глаза. Обычный канцелярский стол с бумагами, пишущая машинка, и рядом, опустив на колени руки, сидит девушка. На подоконнике толстая книга, которую девушка, видимо, читает урывками в троллейбусе или в трамвае. А вот еще ветка мимозы. Она только намекает, что на дворе весна, что девушка любит цветы. Все просто, даже буднично, а вместе с тем вы взволнованы, и вас не покидает ощущение, что все это именно так, что перед вами кусок подлинной жизни. В картине нет той тенденциозности, которая зачастую лишает произведение жизненной убедительности. Такие полотна говорят больше, чем в них написано. Другая картина Г. Коржева, «Утро», к сожалению, менее удачна. Девушка, изображенная на ней, лишена обаяния юности, которое старался передать художник. Она явно кокетничает со зрителем. Правда, и эта картина свидетельствует о творческих поисках автора, которые могут привести его к успеху.

Среди других работ хочется отметить картины А. Суханова «Завод», А. Гапоненко «Дежурные», Л. Щипачева «Война. Партизан», М. Аникеева «Расставание», В. Стожарова «Ростов - Ярославский», «Бабье лето».

Привлекает внимание картина Д. Жилинского «В метро». Глядя на нее, сразу скажешь, что изображенные здесь люди типичны, мы часто встречали таких - они наши современники. Автор умело оттенил детали, характеризующие своих героев. Но в целом картина не удалась: она лишена главного - мысли. Кажется, будто художник просто задался целью представить нам группу людей, изображенных одинаково выпукло, но совершенно отдельно. Как будто каждую фигуру он наблюдал и писал, не видя других и всей картины в целом.

Досадное впечатление производит работа Е. Шегаль «Объяснились». Очень важную тему о людях, ставших вдруг чужими, автор решил поверхностно и даже банально. Тщательно выписанные детали: желтые цветы, недокуренная папироса, разломанный апельсин и недопитая рюмка - создают впечатление инсценировки, искусственности. Поза девушки, ее костюм и взгляд совсем не убеждают в серьезности того, что произошло. Перед нами мертвая схема, построенная на важной теме. Сюжет явно придуман, а не навеян живыми наблюдениями.

Большое разнообразие манер, почерков отличает Третью выставку молодых художников. Репродукции, которые воспроизводятся на вкладках, в какой - то мере передают это многообразие. Вы видите здесь, кроме уже упоминавшихся, работы М. Куприянова «Светает», В. Иванова «На пляже», М. Никонова «Сосны», Г. Захарова «Летнее окно», А. Васнецова «Женский портрет», А. Вязова «Натюрморт с апельсинами». Картины эти, разные по тематике и выполнению, безусловно, не равноценны. Публикуя их, мы даем возможность читателю судить о представленных на выставке произведениях.

Разнообразие творческих почерков художников, представленных на выставке, радует. Оно говорит о попытках художников найти наиболее яркое воплощение тому жизненному материалу, который их взволновал, вдохновил. Но от поисков нового следует отличать чисто механическое подражание или простое оригинальничанье. Мысли, высказанные товарищем Д. Т. Шепиловым по этому поводу на Втором Всесоюзном съезде советских композиторов, можно целиком отнести и к художникам:

«Достойно сожаления, что часть молодых композиторов иногда уходит от общественно значимых тем, создает произведения в нарочито усложненном стиле, с претензией на мнимую оригинальность.

Всячески поощряя в молодом композиторе рождение собственного творческого стиля, своего, оригинального, неповторимого голоса в искусстве, мы должны в еще большей степени воспитывать в молодом поколении желание говорить на языке искусства с миллионами, верно и горячо служить своим творчеством великому делу коммунизма!

Индивидуализм - злейший враг свободы творчества!»

На выставке молодых есть наряду с хорошими такие картины, которые вызывают чувство удивления и досады. На них мы видим людей, изображенных в болезненном, уродливом состоянии, видим различные предметы, сочетание и расположение которых вызвано не стремлением передать многообразие и красоту жизни, ее дыхание, а чисто формальными задачами. Мысль этих произведений непонятна, что - то болезненное ощущается даже в самой палитре, которую избрали художники.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены