На ледяном щите Антарктиды

опубликовано в номере №712, январь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Снова в Мирном

Год назад, 17 марта 1956 года, от серо - голубых ледяных круч берега Правды отходил последний корабль советской антарктической экспедиции. Было пасмурно, дул шквалистый, студеный ветер. С востока наползали черные тучи, предвещавшие ураган. С каждым часом темнее становились айсберги, блекли нежно - голубые трещины, мрачными глыбами рисовались ржавые скалы, на которых утвердился Мирный. И только государственный флаг Страны Советов, поднятый над сопкой Комсомольской, ярко выделялся среди хмурых тонов Антарктиды.

С аэродрома Мирного торопливо взлетали красные вертолеты. Заканчивалась перевозка строителей, моряков и ученых к борту «Лены». Не забыть последний полет: через круглый иллюминатор кабины вертолета виден был аэродром, стоявшие на нем самолеты, опустевший научный городок - зимовщики собрались на сопке Комсомольской. Мелькнул ледяной барьер, проплыли ледяные поля, острова Хасуэла - и вот уже борт «Лены».

Дробя льды, обходя плавающие ледяные горы - айсберги, - «Лена» подошла к берегу Правды. Как на торжественном параде, украшенная флагами расцвечивания, она развернулась около Барьера отважных, где разгружался героический корабль, отсалютовала зимовщикам и пошла на штурм Ожерелья смерти - ледового пояса Антарктиды.

Долго виднелись фигуры зимовщиков на лобастой сопке. Люди размахивали шапками, пускали в серое небо ракеты, стреляли из ружей. В краю неистовых бурь остались на долгую полярную зиму отважные исследователи. Девяносто два человека, проводив «Лену», разошлись по домам, приступили к будничной работе.

А сейчас около берега Правды вновь звучат гудки кораблей. В Антарктиду прибыли суда «Обь», «Лена» и «Кооперация» с грузами для Мирного и сменой зимовщиков. После долгой разлуки друзья встречаются вновь. Новички выходят на ледяной берег, заглядывают в бездны темно - голубых трещин, осматривают поселок. Они слушают рассказы о том, как жили и трудились зимовщики, читают их отчеты о проделанной научной работе не только в Мирном, но и на выносных станциях Пионерская и Оазис, советуются, как лучше провести им, новичкам, ответственную зимовку 1957 - 1958 года.

Неискушенный читатель спросит: зачем нужно было, затрачивая большие усилия и средства, проводить первую антарктическую экспедицию, направлять в отдаленные места Антарктиды отважных и смелых исследователей? Для чего вновь прибыла вереница советских кораблей к обледенелым берегам шестой части света?

Луна и Антарктида

После открытия Антарктиды мужественными русскими моряками и учеными прошло 138 лет. За эти годы на шестом континенте побывало более ста научных экспедиций. В ледяных пустынях трудились выдающиеся исследователи - Амундсен, Скотт, Дуглас Моуссон, Росс, Шеклтон. Однако разобщенные усилия героев - одиночек и многих экспедиций не позволили всесторонне и полно изучить эту землю.

Гигантским белым пятном, очерченным на карте лишь береговой линией, лежит и сейчас, в наши дни, таинственная, мертвая, далекая Антарктида. Загадками своих глубин и атмосферы поражает страна ледяного безмолвия, страна «белой смерти».

«На краю нашей планеты, - писал известный американский исследователь Антарктиды адмирал Бэрд, - лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Он спит... и его горизонты очерчены розовыми, золотыми и голубыми тонами пастели. Такова Антарктида... материк, который по площади почти равен Южной Америке... и внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны».

Действительно, сравниваешь карты Луны и Антарктиды и невольно огорчаешься, что сейчас, в середине XX столетия, мы, люди, раскрывшие извечные тайны атома, познавшие Луну и создающие искусственные спутники Земли, мало осведомлены о тайнах шестого материка.

Только объединенными, дружными усилиями многих ученых возможно изучение коры земного шара, его недр, подводных глубин, атмосферы, океанических течений, льдов, многих загадочных физических явлений. Потребность в такой единой совместной работе ощущалась давно и служила темой бурных обсуждений в академиях еще в XIX столетии. В 1882

году был проведен первый Международный геофизический год - год объединенных усилий ученых, - потребовавший большого мужества от его участников. Тогда в одной из экспедиций, организованной американцами в Проливе леди Франклин, погибло от болезней и голода девятнадцать человек. Но трагедии и недостатки первого Международного геофизического года не остановили ученых: ровно через 50 лет - в 1932 году - был проведен второй Международный геофизический год, в котором приняли участие советские ученые. И вот теперь, в 1957 году, произойдет крупнейшее событие XX века - множество ученых займутся исследованием по комплексной программе. 140 советских кораблей - плавучих лабораторий - будут бороздить моря и океаны, изучая подводный мир, процессы водообмена. В пустынях, на горах, в тундрах, в тайге - повсюду начнут работу сотни метеорологических станций. В небо поднимутся бесчисленные самолеты - зондировщики. Впервые человечество заглянет даже в сверхдальние слои атмосферы: ученые СССР и США готовятся к потрясающему по своей значимости событию - запуску на высоту более 1 200 километров искусственных спутников Земли. Поднятые силой мощных ракет, они совершат, как настоящие спутники, полеты вокруг земного шара, оповещая по радио о состоянии той части атмосферы, где близка грань космоса. Наземные и воздушные наблюдательные партии, спутники Земли, корабельные лаборатории дадут огромный материал для гигантских счетно - электронных машин: только кибернетическая техника сможет обработать бесчисленные новые данные о жизни Земли.

В ноль часов ноль минут

Международный геофизический год начнется в 0 часов 0 минут 0 секунд 1 июля 1957 года и продлится 18 месяцев - до 31 декабря 1958 года. Выбор именно этого времени не случаен: в этот период произойдет усиление солнечной активности. Усиление различных процессов на Солнце достигает наибольшей интенсивности примерно через каждые 11 лет.

Единение усилий ученых многих стран во время Международного геофизического года особенно ярко и полно проявится на ледяных куполах Антарктиды. Суровая природа, жестокие испытания, подстерегающие человека на каждом шагу, неистовые ураганы и леденящие душу морозы потребовали большой подготовительной работы, заблаговременного создания на берегу шестого континента научных станций. Академия наук СССР и Главное управление Северного морского пути еще в 1955 году организовали первую комплексную научную антарктическую экспедицию, создавшую на берегу Правды городок науки Мирный.

Год работы зимовщиков в Мирном позволил получить представление о береге Правды, создать станции Пионерская на толще льдов высотой более 2 тысяч метров и Оазис - среди темных каменных сопок, окруженных ледниками, в оазисе Бангера. Но это - только начало. Прибывшая сейчас в Мирный континентальная экспедиция, руководимая Героем Социалистического Труда А. Ф. Трешниковым, проведет обширные наблюдения и создаст с помощью строителей, летчиков и водителей тракторов и вездеходов виутриматериковые выносные научные станции в районах полюса относительной недоступности и геомагнитного полюса - станции Советская и Восток.

Легко сказать «создаст», но чрезвычайно трудно будет выполнить подобную задачу. Как проникнуть в отдаленные районы белой пустыни, вознесенной на высоту в 3 500 метров? Обычный самолет может там совершить посадку, но у его двигателя не хватит мощности, чтобы взлететь даже после долгого разбега. Стоит заглохнуть там, на леднике, тракторному мотору - и он промерзнет, умолкнет навсегда. Как работать на ледяном щите, когда кислородное голодание будет мучить людей, вызывать сонливость, апатию, боли во всем теле и головокружение? Как строить дома, научные лаборатории, устанавливать радиомачты, если каждый шаг неимоверно труден?

Представьте себе на минуту бесконечную высокогорную ледяную равнину, тянущуюся на тысячи километров от кромки океана до полюса. Пустыня скована жесточайшим морозом, иссечена крепкими, как сталь, застругами и окутана порой такой густой сиреневой дымкой, что только в зените тусклым пятном виднеется солнце. На этой равнине, именуемой ледовым щитом Антарктиды, в местах, где не ступала нога человека, волей, разумом, упорством и силой советских людей будут построены станции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Глазами художника

Из чехословацкого альбома Н. Жукова