Сокровища русского искусства

Ник Кружков| опубликовано в номере №696, май 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Трудно представить Москву без Третьяковской галереи. Кремль, Иван Великий, Царь - пушка, Василий Блаженный, Третьяковская галерея - все это такие черты Москвы, что исчезни хоть одна из них - и, кажется, изменится облик всего великого города.

Недаром каждый приезжий почитает непременным своим долгом, как бы он ни был занят, посетить Третьяковскую галерею, оглядеть ее сокровища, унести с собой - в Магадан или в Кострому, в Тюмень или в Азов - чувство восхищения русским искусством.

В этом году исполняется 100 лет существования Третьяковской галереи. В 1856 году Павел Михайлович Третьяков приобрел у петербургского художника Худякова картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». Картина эта и сейчас висит в Третьяковской галерее, хотя она и не может быть причислена к шедеврам русской живописи. Но ею положено было начало галерее, и в этом ее значение.

Кто же такой был Павел Михайлович Третьяков?

Это был человек в высшей степени примечательный. Он все свои силы, всю страсть души своей, почти все средства вложил в собирание картин русских художников. При этом он поставил перед собой благородную цель - создать галерею и передать ее городу Москве, народу. Еще в начале своей культурной деятельности, в 1860 году, Павел Михайлович составил завещательное письмо, в котором сообщил о желании устроить в Москве «художественный музей или картинную галерею».

«Для меня, - говорилось в этом завещании, - истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие...»

Павел Михайлович, после того как им было написано завещание, прожил еще тридцать восемь лет и все эти годы отдал делу, которое считал смыслом своей жизни. В созданной им великолепной галерее были представлены все лучшие художники России. Миллион рублей вложил Третьяков в свою бесценную коллекцию. За шесть лет до смерти он подарил ее Москве.

Среди богатого купечества России, к которому принадлежал и сам Третьяков, была распространена «собирательная страсть». Флор Федулыч Прибытков у Островского, как известно, собирал «вещи почудней, заморские диковинки». У А. М. Горького купец Прохор Храпов собирал коллекцию... старых замков. «Никто, - объяснял он, - замки не собирает, а я - собираю».

Были и культурные представители этого сословия старой России, которые также собирали картины, скульптуру и иные ценности. Однако между ними и Павлом Михайловичем Третьяковым то существенное различие, что они видели в своем коллекционировании личную утеху, забаву, а может быть, и способ использования избыточных капиталов, в то время как Третьяков с самого начала своего предприятия поставил своей целью создать народный музей русской современной живописи, ознакомить народ с замечательными произведениями художников России.

Поступок Третьякова произвел очень сильное впечатление на всю культурную Россию. Это был луч среди темного царства!

Известный критик В. В. Стасов в статье «Тормозы нового русского искусства» с великим сожалением писал:

«Посмотрите, какая судьба ждет самые значительные, самые капитальные создания нового русского искусства! Они большинству вовсе не нужны. Их нет ни в одном нашем публичном музее, ни в одном общественном собрании, и об этом никто никогда не тужил. Если бы не было этих трех - четырех чудаков с П. М. Третьяковым во главе, которые вздумали интересоваться новым русским искусством и любить его в такой степени, что тратят десятки тысяч рублей на покупку новых русских картин и наполняют ими свои дома, даже образуют из них музеи, наверное, большинство этих картин, и всего скорее самые совершенные между ними, все то, что лучшего создано Перовым, Репиным, Верещагиным и талантливейшими их товарищами, так бы и осталось на руках у своих авторов, в глуши их мастерских, невидимым и неизвестным для всего нашего народа».

Конечно, Стасов в дружелюбном смысле употребил слово «чудак» в адрес Павла Михайловича Третьякова. Такие чудаки - украшение мира. Тем более того мира, того времени, в котором жил и работал Третьяков.

Лучшее, что создано русскими художниками, сосредоточено в Третьяковской галерее. Павел Михайлович Третьяков - пламенный энтузиаст русской живописи - привлек к себе блистательные имена, они объединялись вокруг него, слетались в его галерею, как пчелы в родной улей... Репин, Крамской, Суриков, Верещагин, Шишкин, Саврасов, Перов, Ф. В. Васильев, Го, Васнецов - да ведь одного из этих имен достаточно, чтобы прославить галерею. А тут целая могущественная плеяда!

Когда - то Павел Михайлович радовался, что пошел народ смотреть картины, и отметил: в 1881 году галерею посетило 8 368 человек, в 1885 - 28 749, в 1890 - 50 070 человек. В настоящее время сотни тысяч ежегодно посещают Третьяковскую галерею. В 1955 году ее посетило свыше 1 миллиона 300 тысяч человек!

Правдиво и честно русское искусство, за это и любит его народ!

Основой галереи, средоточием великого идейного направления русской живописи являются картины так называемых «передвижников». В их число и входят все лучшие художники старой России. Это были поистине гиганты! И каждый из них являлся в искусство со своим, ему свойственным мощным голосом, непохожий на других и вместе с тем кровно с ним связанный, объединенный единой целью - служением народу.

«Я вчера и сегодня точно рехнувшийся от картины Сурикова «Боярыня Морозова», - писал Стасов Третьякову.

«Гениальный мальчик» Ф. В. Васильев, умерший 23 лет от чахотки, блеснул такими пейзажами, которые навсегда вошли в историю нашего искусства.

Появление Верещагина с его туркестанской, индийской сериями, с его картинами, посвященными русско - турецкой войне 1877 - 1878 года, было подобно грому. «Передо мной, как перед художником, - писал Верещагин, - война. Ее я бью сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары - это другой, вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады». Картины Верещагина - это не парадные батальные сцены, это протест против ужасов и страданий, какие несут с собой войны, это глубокая жизненная правда, это страстный и мучительный протест против войны!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены