«Они были первыми»

В Любовцев, Б Юрин| опубликовано в номере №696, май 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пожалуй, самым бывалым киноартистом среди творческой молодежи, занятой в фильме, был Витя Степанов (Санька Чижик), который, несмотря на свои шестнадцать лет, до этого снимался уже в четырех фильмах. Витя не «профессиональный» актер. Он студент 3 - го курса Московского авиационно - приборостроительного техникума.

Постепенно исполнители входили в свои роли, проникались духом той суровой эпохи, в которую жили их герои. В процессе работы выявлялись новые детали, глубже вскрывающие замысел фильма, вносились изменения в сценарий, в трактовку образов. Молодым актерам, да и постановщикам, много помог опытный актер М. Бернес, игравший роль секретаря райкома партии Родионова.

Для натурных съемок коллектив выехал в Ленинград. Наступила горячая пора. Первым делом пришлось искать место, где можно было бы снять кадры, воспроизводящие петроградскую окраину. Все надежды возлагались на И. Шатрова, выросшего в Ленинграде. Оператор привел товарищей к дому на берегу Охты, где прошло его детство. Этот двор, затерявшийся среди новостроек, низенькие сарайчики, булыжная мостовая - все как бы специально сохраняло черты прошлого.

Начались съемки. Хотя в целом место было выбрано удачно, однако приметы нового постоянно вторгались в кадр: то мешали антенны телевизоров, то асфальтированные улицы, то новые дома. Особенно трудно было снимать панораму, с которой начинается фильм: портальные краны, линии высоковольтных электропередач, мощные буксиры, снующие по реке, нарушали колорит. Зрителям даже трудно себе представить, какой сложный, извилистый путь проделал киноаппарат, чтобы снять соответствующий замыслу фильма пейзаж.

Большое мастерство оператора потребовалось и при съемке сцен в поезде, идущем на фронт. Обычно такие кадры делают комбинированно: сначала снимают фон - бегущие мимо поля, деревья, телеграфные столбы, - а потом, уже в павильоне, - артистов. И. Шатров решил запечатлеть эти эпизоды в натуре. К последнему вагону товарного поезда на длинном тросе была прицеплена платформа с операторским краном и осветительной аппаратурой. Съемки велись на полном ходу, в дождь. В картине Степан лезет на крышу теплушки, где сидит Глаша. Г. Юматову, игравшему Степана, здесь очень пригодились ловкость, сноровка, которые он выработал в себе за время службы во флоте. В годы Великой Отечественной войны Г. Юматов был военным моряком.

Совместная работа сдружила творческий коллектив. Даже композитор, который, как правило, пишет музыку к уже отснятым кадрам, на этот раз участвовал в разработке и съемках отдельных эпизодов. В сцене прощания комсомольцев с убитым Чижиком композитор М. Фрадкин, кстати, тоже впервые пришедший в кино, предложил заменить диалог музыкой. Молчание героев и торжественный реквием действительно более впечатляющи и художественно убедительны, чем слова. Каждый из участников съемок искал, думал, как лучше и полнее раскрыть образы фильма, весь его замысел. Здоровая творческая обстановка, дух товарищества, общая заинтересованность в теме помогли постановочному коллективу закончить работу над картиной в сравнительно короткий срок.

... Заключительный кадр фильма: на резком ветру полощется знамя. На нем золотом горят четыре ордена, которыми награжден Ленинский комсомол, верный помощник партии. Орден Красного Знамени, прикрепленный к алому шелку, своим мужеством и героизмом заслужили те, кто были первыми.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены