Хмурое утро. На низком, заросшем бурьяном берегу Невы стоит парень а накинутой на плечи тужурке. Волны плещутся у его ног. Издали доносится песня. Негромко, задушевно кто - то поет под гармонь:
За фабричной заставой,
Где закаты в дыму,
Жил парнишка кудрявый,
Лет семнадцать ему...
Так начинается фильм «Они были первыми», рассказывающий о юности наших отцов, о первых комсомольцах.
1918 год. Петроград. У пустых магазинов вытянулись очереди, не ходят трамваи, нет света. Все теснее сжимается вокруг города вражеское кольцо. Гулко звучат по ночам шаги патрулей...
С завистью смотрят вслед рабочим отрядам, уходящим на фронт, подростки из заводской слободки на Охте: Степан Бара - баш, Глаша, Санька Чижик, Кузьма. Им тесно в грязном дворе на окраине, где прошло их детство. Они хотят принять участие в революции, бороться за счастливое будущее, за свершение своих сокровенных мечтаний. Но нелегко простым рабочим ребятам разобраться во всей сложности происходящих событий, понять, кто друзья и кто враги. Кипят страсти, вспыхивают споры, нередко переходящие в рукопашную, - молодежь ищет место в новой жизни, ищет применения своим силам, энергии.
Различными путями приходят в революцию, в комсомол герои фильма. Вот крестьянский паренек Федор Саватеев. Он приехал в город, чтобы заработать денег на покупку лошади. Нищая, голодная деревня стоит за спиной белобрысого парня в лаптях и рваном зипуне. Недоверчиво смотрит он на городских. Но события не позволяют ему оставаться в стороне. На глазах Федора погибает от руки предателя Чижик, и Федор становится в ряды комсомольцев. Разрывая цель ошибок и заблуждений, приходит в комсомол гимназист Евгений Горовский, невольно ставший свидетелем тайного заговора.
Борьба с контрреволюцией идет не только на фронтах гражданской войны, но и в тылу, где еще орудуют саботажники и диверсанты. Лестью, заигрыванием, пышными лозунгами, вроде «Молодость - вот наша единственная партийность!», вожак «Союза учащихся» Стрельцов и стоящие за его спиной матерые белогвардейцы стараются увлечь молодежь за собой, сбить ее с правильного пути.
В суровое время рождается комсомольская организация, становится близким и родным тысячам юношей и девушек неведомое прежде слово «комсомол». Верность делу ленинской партии, горячее стремление отдать все силы революции, непримиримая ненависть ко всему, что мешает уверенной поступи нового, сроднили молодежь, спаяли ее боевой союз.
В кровавых схватках с врагом закалялись сердца первых комсомольцев. Об их героических делах, об их радостях и потерях, о мечтах и первой юношеской любви повествует фильм «Они были первыми». Мы не будем подробно пересказывать содержание этой интересной, проникнутой подлинной романтикой кинокартины. Читатели обязательно сами познакомятся с ее героями, проследят их судьбы. Но, побывав в кино, они не узнают о том, как рождался этот фильм, о тех, кто его создавал. Вот о том, что осталось за экраном, нам и хотелось бы коротко сказать здесь..
...Юрий Егоров пришел в кино из самодеятельности. Еще будучи студентом режиссерского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии, он мечтал поставить картину, посвященную истории Ленинского комсомола. Это желание было не случайным. Работая секретарем институтского комитета ВЛКСМ, Егоров особенно глубоко ощутил, как велик интерес наших юношей и девушек к революционному прошлому, к дням тревожной комсомольской молодости своих отцов. А как мало фильмов создано еще на эту тему!
Участвуя в качестве режиссера - практиканта в съемках «Молодой гвардии», Егоров познакомился с оператором Игорем Шатровым. В их замыслах, взглядах на задачи кино оказалось много общего. Они сдружились, и с этого момента началась их совместная творческая биография.
Шли месяцы... На экранах страны появилась первая картина Ю. Егорова и И. Шатрова - «Случай в тайге», за ней - «Море студеное». Однако друзья не забыли своего заветного желания - снять фильм о первых комсомольцах.
В поисках сценария было немало прочитано книг, поднято материалов. Внимание режиссера привлек спектакль Московского театра имени Станиславского «На улице Счастливой». «Это то, что нам надо», - посоветовавшись, решили друзья. Автор пьесы Ю. Принцев вместе с Ю. Егоровым написали сценарий. Теперь можно было приступать к работе над фильмом.
Начали с подбора актеров. Идя наперекор сложившейся традиции поручать главные роли опытным, известным артистам, постановщики решили создать творческий коллектив из молодежи: ведь картина должна была рассказывать о юношах и девушках, только - только вступающих в жизнь, и адресовалась их ровесникам - комсомольцам пятидесятых годов. Такое решение было крайне заманчиво, однако его осуществление влекло за собой дополнительные трудности.
Уже на пробных съемках режиссер и оператор почувствовали, что молодые актеры, пришедшие на Московскую киностудию имени Горького прямо из аудиторий театральных училищ и институтов, держатся перед объективом скованно, растерянно. Много пришлось поработать, например, с исполнителем роли Федора, выпускником театрального училища имени Щепкина А. Толстых.
Впервые снимались в кино студенты театрального училища имени Щукина Л. Алешникова (Глаша), М. Державин (Евгений Горовский), студент ВГИКа
В. Терехов (Кузьма) и другие исполнители. Некоторый опыт киносъемок имели М. Ульянов (секретарь райкома комсомола Колыванов), Г. Юматов (Степан), В. Брежнев (Стрельцов), но и для них участие в картине «Они были первыми» явилось серьезным испытанием.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Письмо из Парижа