Чем дальше от центра Риги по направлению к Горбатому мосту убегает колея трамвайной линии, тем чаще из окна вагона можно видеть спортивные сооружения. Вот промелькнули трибуны стадиона «Спартак», справа остался недавно вступивший в строй спортивный городок общества «Даугава». Сразу за мостом начинаются спортивные площадки завода «ВЭФ», слева - рижский трек, а еще дальше, в конце трамвайного маршрута, - стадион с легкоатлетическим сектором, футбольным полем и беговыми дорожками.
Почти у всех, кого вы здесь встретите, на майках и спортивных костюмах оранжевые эмблемы в виде ромба с двумя словами: «Ригас аудумс». Это рабочие Рижского шелкоткацкого комбината, чьими руками построен стадион.
В большом просторном зале клуба, который зимой заводские спортсмены превращают в спортивный зал, одна из стен сплошь завешана грамотами и дипломами. Они рассказывают о победах спортсменов завода в районных, городских и даже республиканских соревнованиях. Но стоит внимательно присмотреться к грамотам, как обнаружится одна странность: большинство наград получено в 1953 году и несколько - минувшим летом; два года - 1954 и 1955 - как будто выпали из календаря физкультурников завода.
Чем объяснить такой перерыв? Ведь коллектив оставался прежним: те же люди, те же условия для занятий, - и вдруг этакий спад в спортивной жизни комбината?
Когда мы спросили об этом председателя заводского совета физкультуры тов. Холштейна, он смущенно улыбнулся и объяснил:
- Знаете, как бывает часто на заводах: есть группа спортсменов, на нее и опираются. Одни и те же ребята и девушки участвуют в соревнованиях по бегу и плаванию, играют в волейбол и футбол, стреляют, гоняют на велосипедах. Так было и у нас. Все шло хорошо, и мы как - то не задумывались о будущем, о том, кто сменит этих спортсменов. А жизнь сама поставила такой вопрос. В 1953 году многие наши физкультурники ушли в армию, несколько девушек перевелись на другие предприятия. Заменить ушедших было некем. Молодежь еще не имела опыта и, конечно, выступала плохо. Коллектив скатился на предпоследние места даже в своем районе, хотя раньше всегда был в числе передовых. Вот когда мы оказались на мели, тогда, может быть, впервые поняли, что основа успеха все - таки в массовости. Как нам удалось снова поднять физкультурную работу на заводе? Толчок этому дало производственное соревнование с эстонскими и литовскими ткачами.
Как-то в конце прошлого лета в Ригу приехали проверять ход соревнования эстонские ткачи с комбината «Пунане койт». Они привезли с собой ракетки для настольного тенниса.
Заметив, как загорелись глаза у рижан при виде красивых ракеток, гости подарили их своим друзьям и предложили провести товарищеские командные соревнования.
Рижане понимали, что против эстонцев им не устоять: гости с «Пунане койт» играли хорошо, - однако отказываться было неудобно. Матч, конечно, кончился разгромом рижан.
Вот тут и заговорило у рижских ткачей самолюбие. Больше всех взволновались комсомольцы.
Художница из отделочного цеха Энрика Гринталь говорила:
- Что же это такое? В производственном соревновании мы их побеждаем, а в спорте и сопротивляться не можем?
Энрика упрекала прежде всего председателя совета физкультуры. Но тот напомнил ей: сколько раз вывешивалось объявление о занятиях секции настольного тенниса, однако же никто не приходил.
- Теперь я сама займусь этим делом! - заявила Энрика и вскоре принесла в завком список желающих играть в настольный теннис.
Стол, ракетки и мячи были. Начались тренировки. Оживилась работа и в футбольной секции. Уезжая, таллинцы пригласили к себе рижских футболистов. Ну, как не готовиться к этой встрече! Нужно же взять реванш за поражение теннисистов!
По примеру футболистов начали тренироваться и волейболисты. Стоило только слесарю из отдела главного механика Василию Смирнову принести во время обеденного перерыва сетку, и мяч, как нашлось так много желающих, что пришлось составить четыре команды и играть на «вылет».
Конечно, не все сразу пошло гладко. Но начало было положено. Вскоре пришли и первые успехи. Футболисты, выезжавшие в Таллин, одержали убедительную победу. Правда, в настольном теннисе первенство осталось за эстонскими ткачами, но уже не с таким большим преимуществом. В Ригу спортсмены комбината возвратились довольные.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.