Так рождается сталь

В Привальский| опубликовано в номере №683, ноябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

На самом ответственном посту - у пульта многоковшового экскаватора «Д - 850» - находился старший машинист Михаил Полонников. Ему повинуются все механизмы, его слушаются все машинисты. Он один управляется с десятками приборов, кнопок и рукояток, вделанных в щиток пульта.

Звонит телефон. Посты докладывают о своей готовности. Полонников отдает приказания:

- Дежурному электрику приготовиться! Машинный зал - запустить транспортер!

Пришли в движение ковши экскаватора, и через несколько минут с дальнего конца отвального моста водопадом начал низвергаться поток породы.

Глядя на точные и уверенные движения Полонникова, я невольно вспомнил слова Ермакова о «знаменитом экскаваторщике» Пасе: «Артист! Чистый артист!» Очень уж ловко управляют люди всей сложной техникой карьера!

Как же не назвать артистами своего дела, скажем, бригаду экскаватора «Д - 400»? Четыре человека, обслуживающие его, за какие - нибудь полчаса нагружают 650 тонн руды - целый состав из пятнадцати думпкаров.

Пятнадцать думпкаров! А год назад машинисты электропоездов водили всего лишь шесть - семь. По инструкции, которая и сейчас считается официально действующей, разрешается вождение не более семи вагонов. Этой инструкции строго придерживался и начальник депо Анатолий Величко. Когда кто - то из комсомольцев - машинистов прицепил восьмой думпкар, начальник депо объявил ему выговор, хотя никакой катастрофы не произошло. Не произошло ее и после того, как машинисты прицепили девятый, потом десятый думпкары. Электровозы работали безотказно, даже моторы не грелись. Тем не менее на сторону начальника депо встали энергетик депо, главный энергетик комбината и некоторые старые инженеры. Было даже проведено совещание, признавшее «затею» комсомольцев опасной. По руднику пошли разговоры о предельщиках, о том, что пора пересмотреть устаревшие нормы и инструкции.

Инициативу молодежи поддержал заместитель начальника депо комсомолец Анатолий Кудин. Он пришел к секретарю комитета ВЛКСМ с тетрадкой, исписанной цифрами. Это были расчеты новых технических условий эксплуатации электровозов. По ним выходило, что можно водить составы не только из десяти, но даже из четырнадцати и пятнадцати думпкаров!

В конце концов решено было эксперимент довести до конца. Настал день, когда из депо один за другим вышли составы из пятнадцати думпкаров. Первый из них вел Анатолий Кудин.

На одном из таких составов, доверху нагруженном рудой, мы отправились в путешествие по комбинату.

У фабрики думпкары автоматически выгружаются. Двадцатитонные краны вгрызаются в гору руды, ковши поднимаются вверх, раскрывают свои пасти, и руда сыплется в бункеры. Транспортеры подхватывают ее и несут на обогатительную фабрику. Здесь дробильные барабаны перемалывают руду, промывочные машины отмывают ее от частиц глины, и, наконец, готовый концентрат, похожий на коричневого цвета тесто, смешивается с коксом и идет в «пекло». Так шутливо называют агломерационную фабрику, где расположены пышущие жаром печи или агломерационные машины.

В них концентрат спекается, превращается в агломерат - продукт, которым «кормят» доменные печи.

Прямо с транспортера еще горячий агломерат сыплется в железнодорожные вагоны, и пузатая «кукушка» бодро тащит тяжелый состав в порт, где у причалов стоят корабли - рудовозы.

Через Азовское море

Четыре мощных крана загружают широко раскрытые трюмы парохода «Новочеркасск» черным агломератом. Пароход заметно оседает.

Было два часа ночи, когда, закончив погрузку, капитан «Новочеркасска» скомандовал: «Отдать кормовые!»

Берег стал медленно отодвигаться. В ярком свете прожекторов кучи агломерата на берегу и высокие ажурные краны приняли фантастические очертания.

Огни были и впереди, на черной, словно лакированной, поверхности воды. Они указывали путь кораблю.

... Ночь. Луна утонула в море. Пароход погружен в сон. Спят в своих каютах матросы, отдыхает капитан. Не спят лишь вахтенные: на самом верху - на мостике - и в самом низу - в кочегарке.

Мерно стучит машина. Судно идет полным ходом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте об одном из лучших режиссеров нашей страны Никите Сергеевиче Михалкове, о  яркой и очень непростой жизни знаменитого гусара Дениса Давыдова, об истории любви крепостного художника Василия Тропинина, о жизни и творчестве актера Ефима Копеляна, интервью с популярнейшим певцом Сосо Павлиашвили, детектив Ларисы Королевой и генерал-лейтенанта полиции Алексея Лапина «Все и ничего и многое другое.



Виджет Архива Смены