Беззаветно любя свою революцию, свою Родину, свой народ, Маяковский горячо утверждал:
Рабочего громады класса враг -
он враг и мой, отъявленный и давний.
Маяковский был величайшим гуманистом, именно потому так уничтожающе зло говорил он о тех, кто «выпарил человечество кровавой баней» империалистической войны.
Поэт гордился тем, что в нашей стране вырос новый, красивейший человек. Бесконечно дорожа этим человеком, он обрушивался на разного рода уродства, клеймил бюрократов и подхалимов, карьеристов и хулиганов, головотяпов и пошляков.
Поэт давал своим стихотворениям недвусмысленные названия: «Сволочи», «Вредитель», «Мразь», «Лицо классового врага», «О дряни»... Он в совершенстве владел грозным оружием сатиры. «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается» - так назван один из сборников сатирических произведений поэта, вышедший в 1923 году. Улыбался Маяковский язвительно, смеялся зло, издевался яростно.
Создавая в дореволюционную пору сатирические «Гимны» («Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн ученому» и другие), поэт вынужден был прибегать к иносказательному языку. Однажды на вопрос матери, почему он пишет так непонятно, Маяковский ответил: «Если я буду писать все ясно, то мне в Москве не жить, а где - нибудь в сибирской ссылке, в Туруханске...» И он писал: «Экватор дрожит от кандальных звонов», - довольно прозрачно намекая на тогдашнюю русскую действительность.
После победы Октября надобность в иносказаниях отпала. Поэт мог называть вещи своими именами.
Много дала Маяковскому работа в «Окнах сатиры РОСТА» (Российское телеграфное агентство) в период гражданской войны. Поэт рисовал агитационные плакаты и делал стихотворные подписи к ним. «Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал из Орла», - писал он в предисловии к сборнику своих избранных текстов и рисунков «Окон РОСТА» - «Грозный смех».
Сатира Маяковского всегда стояла на страже наших завоеваний, на страже мира. Он создавал разящие стихотворные памфлеты - «Маяковская галерея», - разоблачая заклятых врагов трудящихся: французского реакционера Пуанкарэ, лорда Керзона, маршала Пилсудского и других. Сюда же поэт поместил и профсоюзного босса, лидера Американской федерации труда Семюэля Гомперса - предшественника нынешних продажных «рабочих лидеров» США.
И сейчас актуален его стихотворный фельетон «Явление Христа», посвященный приезду в Париж в 1928 году американского дипломата Келлога - инициатора так называемого «пакта Келлога»:
С венком рисуют Бога-сынка.
На Келлоге нет никакого венка.
Зато над цилиндром тянется -
долларное сияньице.
За официальными елейными речами этого «новоявленного Христа» скрывалась лютая ненависть к свободолюбивым народам, которые хотели жить в дружбе с Советским Союзом.
Маяковский обличал:
Подпишут мир на глади листа, просохнут фамилии насухо, а мы посмотрим, что у Христа припрятано за пазухой.
За пазухой, полюбуйтесь вот, ему наложили янки сильнейший морской и воздушный флот, и газы в баллонах, и танки.
Одно из первых, широко известных сатирических стихотворений поэта на «внутреннюю тему» - «Прозаседавшиеся» - вызвало положительный отклик В. И. Ленина: «Мы, действительно, находимся в положении людей (и надо сказать, что положение это очень глупое), которые все заседают, составляют комиссии, составляют планы - до бесконечности... Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.