Рассказ
Кхаджа Ахмад Аббас - один из тех прогрессивных писателей современной Индии, творчество которых проникнуто горячим сочувствием к трудовому люду, его борьбе за национальную независимость.
Лучшие произведения Аббаса посвящены молодому поколению, тому поколению, которое в годы колониального гнета, следуя свободолюбивым устремлениям своего народа, не покорялось колонизаторам, а теперь находится в рядах борцов за мир и социальную справедливость.
Ахмад Аббас является автором более ста рассказов, двадцати киносценариев, в том числе сценария фильма «Бродяга», демонстрировавшегося на экранах нашей страны в дни фестиваля индийских фильмов. Его книга о новом, свободном Китае, повесть «По ту сторону Индии», репортаж «Я пишу, как чувствую» и роман «Завтра принадлежит нам» известны широким слоям индийского народа.
Ахмад Аббас - также и драматург. Особенно большим успехом пользуется на родине писателя его пьеса «Зубеда» - о судьбе индийской девушки, восставшей против феодальных обычаев.
Издательство иностранной литературы предполагает опубликовать новый роман Аббаса - «Революция». Это первая часть трилогии, над которой писатель сейчас работает.
Рассказ «Отцы и сыновья» Ахмад Аббас передал журналу «Смена» во время своего пребывания в Советском Союзе.
Рассказ публикуется впервые.
«Ну что ж, как хочешь! Ты никогда меня больше не увидишь!»
«Ты никогда меня больше не увидишь!»
«Никогда! Никогда! Никогда!!!»
Эти слова, словно нескончаемый припев, все еще звенели в ушах Кришена Сингха из касты воинов. Эхо, повторявшее их, будто издевалось над ним, раздражало и оскорбляло его. Гнев сковал Кришена Сингха, и он впервые в своей жизни почувствовал себя бессильным что - либо сделать в этом невероятно тяжелом положении.
Кришен Сингх никак не мог поверить, что его родной сын восстал против него и победил. Но это была правда. Да, он победил Кришена Сингха из касты воинов, перед которым трепетали даже самые имущие крестьяне.
«Мой сын, - думал он с горечью, - мой родной сын!... Как мог он ослушаться и восстать против своего отца? Как смел оставить дом, дом своих предков, в котором родился! Как он смел?!»
И все же он посмел и ушел, ушел навсегда. Он так и сказал: «Навсегда». И это означало конец всему. Когда он в последний раз шел по мраморному полу отцовского дома, в его размеренных шагах чувствовались суровая решимость, вызов и объявление войны.
Машинально покручивая седые, торчащие вверх усы, Кришен Сингх спрашивал себя: «Куда идет мир?... Крестьяне восстают против помещиков, сыновья перестают покоряться отцам и уходят из дому. Вековые связи рвутся, давние общественные традиции и устои рассыпаются в прах. Не только в стране происходит разлад, но и каждый дом, каждая семья раскалывается надвое. Сыновья уходят от своих отцов, дочери начинают чуждаться своих матерей, мужья и жены разводятся... Почему? Почему? Почему?...»
Он задавал этот вопрос стенам роскошной гостиной, портретам своих предков, которые смотрели на него мертвенно - неподвижными глазами.
Он задавал этот вопрос выточенным из слоновой кости Кришне и любимому Ганди, которые мирно улыбались ему со своих пьедесталов.
Он задавал этот вопрос национальному флагу, украшавшему одну из стен.
Он задавал этот вопрос символическому изображению Индии, висевшему в позолоченной раме.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.