В 1538 году на реке Тахо, протекающей через древнюю столицу Испании Толедо, перед императором Карлом V, его приближенными и тысячами зрителей был продемонстрирован необычайный опыт. Над водой на веревках подвесили вверх дном громадный горшок. Внутри него укрепили доски, на которых расположились два грека - изобретатели этого прибора. Затем горшок, который удерживался в равновесии при помощи свинцовых грузил, опустили на дно реки.
«Надо было видеть это «чудо» собственными глазами, - рассказывал очевидец опыта путешественник Джон Теньер, - чтобы поверить, что можно опуститься под воду, не замочив платья и даже взяв с собой зажженную свечу».
Однако Теньер явился свидетелем далеко не первого случая спуска людей под воду. Водолазное дело было хорошо известно еще до нашей эры в Египте, Китае, Греции, Аравии.
Сообщения о водолазах встречаются, например, у греческого историка Фукидида при описании осады афинскими войсками сицилийского города Сиракузы в 414 году до нашей эры. Жители Сиракуз оградили свои корабли, стоявшие в гавани, от нападения афинян частоколом из свай, вбитых в морское дно. Греки уничтожили надводную часть частокола, но оставшиеся под водой сваи представляли все же большую опасность для их судов. Неосторожный кормчий мог посадить на них корабль, как на подводный камень. Тогда, по словам историка, «эти сваи были спилены водолазами за вознаграждение».
Фукидид не описывал водолазного устройства, но вполне возможно, что у афинян были приборы, о которых неоднократно, как о вещах, всем известных, рассказывал несколько позднее Аристотель:
«... Для того, чтобы ловцы губок могли дышать под водой, к ним в воду спускают сосуды, вогнутой полостью вниз, так. чтобы они были наполнены воздухом, а не водой. Эти сосуды спускают совершенно прямо, потому что если их хоть немного наклонить, то в сосуды сейчас же войдет вода и опрокинет их».
Как видно из многих античных источников, уже в те времена водолазное дело было профессией. Водолазы добывали под водой устриц, раковины с красящими веществами, рыбу, жемчуг, кораллы, перламутр. Во время военных действий водолазам поручалось перерезать якорные канаты вражеских судов, ставить подводные заграждения и даже уводить корабли.
В средневековой Европе водолазное дело основывалось, как и в глубокой древности, на принципе опрокинутого горшка. Английский ученый Френсис Бэкон описывает водолазный прибор, напоминающий аристотелевский, но сделанный из металла. Это сосуд, который устанавливался на дне моря на трех ножках. Засовывая в него голову, водолаз по мере надобности наполнял свои легкие воздухом.
С развитием науки и техники улучшалось и устройство водолазных приборов. Примитивный горшок постепенно превратился в кожаный шлем, плотно обхватывающий голову, с прорезями для глаз, а также снабженный кожаной трубкой, выходящей на поверхность воды. Через эту трубку водолаз получал свежий воздух. В таком снаряжении, конечно. нельзя было спускаться глубоко под воду, однако, продолжая совершенствовать костюм водолаза - скафандр, - люди в конце концов добились спуска на глубину до 200 метров. Дальнейшее развитие водолазного искусства пошло уже не по пути усовершенствования водолазного костюма, а создания специальных, очень сложных приборов - батисферы и батискафа, - в которых человек смог проникнуть под воду на глубину в несколько километров.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.