Создатель первого в мире самолета

Н Черемных| опубликовано в номере №668, март 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 130-летию со дня рождения А. Ф. Можайского

С давних времен люди мечтали о покорении воздушного океана. Мечты эти порождали сказки о ковре - самолете, о неведомых птицах с огромными крыльями, о путешествии на них в далекие страны. Но прошло много веков, потребовались усилия многих поколений, прежде чем сказка стала былью.

Первые попытки теоретически обосновать идею полета в воздухе мы находим у Леонардо да Винчи, который изобразил на бумаге конструкцию летательного аппарата, приводимого в движение мускульной силой человека. Его проект не мог увенчаться успехом: люди еще не владели знаниями, необходимыми для постройки такого аппарата. В более поздние времена ученые и изобретатели разных стран пытались осуществить эту идею. Но окончательное претворение ее в жизнь принадлежит русским людям.

Русские ученые М. В. Ломоносов, М. А. Рыкачев, Е. С. Федоров и особенно Д. И. Менделеев создали глубокие теоретические основы для решения этой проблемы. Русский конструктор и изобретатель А. Ф. Можайский построил первый в мире самолет.

А. Ф. Можайский, как и многие его предшественники, начал свою работу с изучения полета птиц. Он определил размеры крыльев и хвоста у голубя, высчитал, как перемещается центр тяжести птицы во время полета. Тщательные расчеты позволили узнать вес голубя, приходящийся на единицу площади крыла, так называемую удельную нагрузку на крыло.

Позднее Можайский построил несколько больших змеев, на которых неоднократно поднимался в воздух. Опыты эти помогли Можайскому сделать важный вывод о том, что «для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной площади или плоскости, и, несомненно то, что, чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же площадь».

Когда условия полета были определены, изобретатель приступил к постройке модели. В отличие от работ своих предшественников модель самолета Можайского при испытаниях показала хорошие результаты: она летала, имея на себе такую нагрузку, как офицерский кортик. В газете «Кронштадтский вестник», в статье, посвященной работам Можайского, говорилось: «Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе, блистательно побеждены нашим даровитым соотечественником».

Изобретением А. Ф. Можайского заинтересовалось Военное министерство. Специальная комиссия отметила, что «г. Можайский в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам». По предложению комиссии изобретатель разработал программу дальнейших исследований, а Военное министерство ассигновало 3 тысячи рублей на их проведение.

Однако созданная через год новая комиссия забраковала проект самолета и внесла предложение о прекращении субсидирования научных работ изобретателя. Все это проводилось, очевидно, не без участия агентов иностранных генеральных штабов. Как свидетельствуют документы, один из членов комиссии, полковник Вальберг, в течение последующих двадцати лет внимательно следил за ходом работ Можайского, пытаясь всячески помешать ему.

В ноябре 1881 года Департамент торговли и мануфактур выдал капитану 1 - го ранга А. Ф. Можайскому привилегию (патент) на самолет, в которой указывалось, что «на сие изобретение прежде сего никому привилегии выдано не было». Таким образом, ценность проекта летательного аппарата и его оригинальность были официально подтверждены. В том же 1881 году по рекомендации друзей из Морского министерства А. Ф. Можайскому удалось выехать в США и Англию для размещения заказа на изготовление спроектированного им двигателя к самолету. Вернувшись из - за границы, А. Ф. Можайский в докладной записке на имя министра двора графа Воронцова - Дашкова просил о выдаче ему 5 тысяч рублей на сборку и окончательные пробы самолета в натуральную величину. Все необходимые части и агрегаты самолета уже были изготовлены. Однако царское правительство отказало в деньгах. Тогда А. Ф. Можайский продал свои личные вещи, занял деньги у друзей и знакомых, но начатую работу закончил.

Летом 1882 года на военном поле в Красном Селе, под Петербургом, состоялись испытания самолета Можайского. Здесь был совершен первый в мире полет. Сохранившиеся источники рассказывают об этом следующее: самолет, разбежавшись по земле и получив определенную скорость, поднялся и пролетел небольшое расстояние. Потом начал крениться и опустился; при спуске было повреждено крыло машины и механик, поднявшийся на самолете, получил увечье. Возникла новая проблема: нужно научиться управлять самолетом. На решение этой задачи ученые и изобретатели потратили более четверти века.

Самолет Можайского имел все пять частей, которые есть и в современном самолете: корпус, позднее получивший название фюзеляжа; крылья, или несущие поверхности; силовая установка - авиационный двигатель и воздушные винты; оперение - рули высоты и поворота; устройство для взлета и посадки - тележка с амортизатором, получившая в дальнейшем название шасси. Впоследствии в конструкцию отдельных частей были внесены существенные изменения, но назначение каждой из них осталось то же. Сам А. Ф. Можайский после первого испытания проектировал второй, более усовершенствованный самолет с новыми двигателями. Смерть оборвала творческую деятельность русского ученого - патриота, отдавшего тридцать четыре года своей жизни покорению воздушного океана.

Научно - исследовательская деятельность А. Ф. Можайского и ее результаты были продолжены русскими учеными и изобретателями. В России были созданы такие оригинальные конструкции самолетов, как «Русский витязь», «Илья Муромец», гидросамолет Д. П. Григоровича, вертолет Б. Н. Юрьева и другие. Тесная связь авиационной науки с практикой пилотирования определила во многом успех работы. Наряду с именами известных ученых и конструкторов - Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, С. С. Неждановского и других - необходимо упомянуть и первых русских летчиков: П. Н. Нестерова, Е. В. Руднева, К. К. Арцеулова, А. А. Васильева, Г. В. Алехновича и многих других.

Русские ученые, инженеры, изобретатели, пилоты, несмотря на то, что им приходилось работать над созданием летательных аппаратов в трудных условиях царской России, внесли неоценимый вклад в мировую историю авиации.

После Великой Октябрьской революции для творческой деятельности авиационных конструкторов, инженеров, изобретателей открылись неограниченные возможности. В первые годы Советской власти по указанию В. И. Ленина были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Академия Воздушного флота.

В 1931 году IX съезд ВЛКСМ взял шефство над Воздушным флотом СССР. Боевой клич съезда «Комсомолец - на самолет!» привлек десятки тысяч молодых патриотов.

Замечательные качества советской авиационной техники и ее кадров были убедительно продемонстрированы в годы Великой Отечественной войны. Тысячи комсомольцев за отвагу и подвиги были награждены орденами и медалями Советского Союза. Воспитанники Ленинского комсомола Александр Покрышкин и Иван Кожедуб трижды удостоены звания Героя Советского Союза.

Тысячи молодых инженеров, техников трудятся под руководством выдающихся советских конструкторов - А. Н. Туполева, А. А. Архангельского, С. В. Ильюшина, В. М. Пет - лякова, А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, В. Я. Климова, А. М. Люлько - и создают лучшие в мире самолеты и двигатели. Они добились выдающихся успехов в области отечественного многомоторного в реактивного самолетостроения.

Ближайшей перспективой в развитии авиации являются космические межпланетные сообщения, использование атомной энергии для полета со скоростями, значительно превышающими скорость звука.

В одной из своих докладных записок А. Ф. Можайский писал, что он желал быть полезным своему отечеству и трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и что только это давало ему силы для преодоления препятствий, встречавшихся на его пути. Мы, советские люди, не знаем таких препятствий. Любые начинания, направленные на благо любимой Отчизны, все самые смелые дерзания всегда находят поддержку и помощь у нашего народа, Коммунистической партии и Советского правительства. Будем же смелее дерзать, как дерзал Можайский при проектировании и постройке первого в мире самолета.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Вокруг серебристого шара

Окончание. Начало см. «Смену» № 5