Так появился на свет небольшой красивый ларец, на стенках которого, казалось, полыхали и развевались алые гвардейские знамена Советской Армии.
Ребята из камнерезной группы заканчивали работу над шкатулкой. И вот наконец резцы отложены в сторону: шкатулка готова. Она стояла таинственная, сверкающая, будто сошла со страниц любимой книги. На стенках из яшмы - агатовый медальон с портретом П. Бажова и силуэты героев его сказов. На крышке возвышается искрящаяся скала из корунда, белых и дымчатых кристаллов горного хрусталя, сине - зеленых и голубых, как море, аквамаринов, фиолетовых аметистов. А по скале ползет выточенная из змеевика зеленая ящерка с огненными глазами - неизменная спутница сказочной хозяйки Медной горы.
Поиски, сомнения, бессонные ночи - все осталось позади. Кажется, радоваться бы надо, а Витя Саргия не может избавиться от неведомого раньше беспокойства, словно чего - то ему не хватает. Вечерами в общежитии часто возникали беседы о дальнейших творческих планах. Многое хотелось выразить в камне: Паше Русинову - контуры родного завода, Саше Кобякову - комсомольцев, отъезжающих на целину, а Вите Саргину - могучие скалы, быструю Чусовую и первую весеннюю черемуху, которую он видел когда - то на открытом взгорье. Кругом еще ни одно дерево не пошло в рост, а эта черемуха распушилась, зацвела, радуется, что ближе всех к солнцу.
Кто - то из ребят однажды предложил:
- Давайте сделаем из камня карту Урала. В 30 - е годы старые мастера создали карту всего Союза, а мы возьмем только Урал.
Молодые камнерезы решили показать на карте несметные сокровища уральских недр. Золото, платина, никель, медь, алюминий, кобальт, железо, уголь, нефть - ведь чего только нет на Урале! А цветные камни и сверкающие самоцветы! Ни один край не богат ими так, как Урал.
Игорь Китаев рассказал будущим мастерам о знаменитых Ильменских горах, где встречается свыше ста различных минералов.
Здесь, словно в сказочных дворцах хозяйки Медной горы, собраны самые разнообразные камни, щедро расцвеченные природой.
«Я никогда не видел ничего более прекрасного, - писал А. Е. Ферсман, - хотя много месторождений цветных камней приходилось видеть раньше - и на солнечном юге острова Эльбы и в жилах угрюмой Швеции... Нигде меня не охватывало такое чувство восхищения перед богатством и красотою природы, как на амазонитавых копях Ильменских гор. Глаз не мог оторвать от голубых отвалов синевато - зеленого амазонского шпата. Все вокруг засыпано остроугольными осколками этого камня, блестит на солнце, отливает мельчайшими пиритовыми вростками...»
Когда Игорь Китаев прочитал ребятам эти строки, у них загорелись глаза. Захотелось скорее побывать в чудесном заповеднике. Но вместе с тем они поняли, что к работе над картой Урала надо привлечь учащихся из других групп: огранщиков, ювелиров, краснодеревцев, лепщиков, альфрейщиков.
Так возникла мысль о творческом содружестве. Вспомнили о каслинских умельцах. Что, если связаться с ними и соединить труд художников камня и металла в одном произведении? Чугун и малахит, чугун и яшма, да мало ли может возникнуть редчайших по красоте сочетаний! И если свердловские камнерезы и каслинские литейщики осуществят свои замыслы, они создадут новую ветвь в искусстве уральских мастеров.
... Изделия воспитанников ремесленного училища повез в Москву Китаев. Поезд прибыл в столицу утром. Целый день уральский мастер провел на художественной выставке, знакомясь с творчеством молодых умельцев, а вечером, когда над городом опустились сумерки, выбрался, наконец, на шумные московские улицы.
Вот она, Москва! Взметнулись к небу освещенные электрическим заревом высотные здания. И в них вложен труд уральских добытчиков камней, гранильщиков, камнерезов. Нарядные подземные залы метро, - и здесь повсюду видишь уральский камень, чувствуешь неповторимый почерк уральских умельцев.
В кабинете заведующего учебной частью Анатолия Андреевича Шубина собрались мастера, преподаватели. Разговор шел о молодых и старых уральских умельцах.
- Кому, как не нам, молодежи, развивать старые традиции уральского искусства! - сказал Игорь Китаев. - А надо признаться, мы еще не очень успели в этом большом деле. Ну, что создано за последние десятилетия молодыми художниками камня и металла? К сожалению, очень мало...
Китаев затронул больное место. Действительно, почему в картинных галереях, в Государственном Эрмитаже, на художественных выставках так редко появляются оригинальные современные произведения уральских мастеров? Почему о них говорят только в прошлом, вспоминая бажовских умельцев?
- Трудно поверить, - горячо вмешалась в разговор Нина Михайловна Катутина, - но есть люди, которые считают, что приемы и методы работы уральских камнерезов давно изучены, что, мол, ничего нового здесь не откроешь и давно пора поставить все на конвейер...
- А как же Виктор Саргин? - воскликнул кто - то из преподавателей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.