Осенью прошлого года в кабинет заведующего учебной частью ремесленного художественного училища № 42 города Свердловска вошел паренек лет четырнадцати - широколицый, вихрастый, взгляд чуть исподлобья. Он молча поставил на стол небольшую шкатулочку, высеченную из обыкновенного камня.
- Сам сделал? - спросил завуч Шубин.
- Сысертский я, Витя Саргия, - проговорил паренек.
- Ну, если сысертский, тогда все ясно, - улыбнулся завуч и пригласил: - Садись, горщик, поговорим...
С виду молчаливый, замкнутый, Витя Саргин сразу оживился, когда речь зашла о родных местах.
- Хорошо у нас на Чусовой, красиво!... Внизу река, кругом горы, как сторожевые башни. А выше тайга...
Глаза паренька заискрились; чувствовалось, что он видит перед собой эту величавую красоту.
Витя стал ремесленником. Начались дни упорной учебы. Юноша все яснее сознавал, как много надо учиться, чтобы стать подлинным мастером - камнерезом. Вместе с Толей Овчинниковым, Пашей Русиновым, Сашей Кобяковым, Галей Антроповой, Юрой Склявиным и другими товарищами он побывал в Картинной галерее, в знаменитом Геологическом музее при Горном институте. Друзья с упоением читали чудесные сказы Павла Бажова, воспевшего красоту и величие уральской природы, радость творческого труда.
Очень хотелось ребятам попробовать свои силы, самим добыть живой огонек из камня. Хорошо бы сделать, к примеру, шкатулку из малахита или яшмы, да такую, чтоб не уступала она изделиям бажовских умельцев. Но подобные работы не входили в программу первого года обучения в ремесленном училище. Ребята поручили Вите поговорить с мастером Игорем Григорьевичем Китаевым, не возьмется ли он помочь им. Надо сказать, Витя не сразу решился на такой разговор. Что скрывать, он очень любил своего мастера и опасался, что тот вдруг рассердится: дескать, камень - то знаете без году неделю, а хотите с банковскими умельцами тягаться!
Но Китаев не рассердился. Наоборот, он горячо поддержал ребят и даже сказал, что в случае удачи их шкатулку в числе лучших работ пошлют в Москву на Всесоюзную выставку творчества воспитанников ремесленных училищ.
Для Вити Саргина и его товарищей наступили беспокойные дни. Каждому хотелось как можно лучше решить композицию шкатулки, подобрать камень покрасивей и так его обработать, чтобы всю красоту уральского самоцвета людям показать.
Мастеру Китаезу были близки и понятны творческие муки ребят. Он - то знает, как труден путь к совершенству, как много встречается на этом пути огорчений. Но ему известно также и то, что невзгоды забываются, когда приходит удача.
В семье Китаевых все посвятили свою жизнь уральскому камню. Отец Григорий Георгиевич известен как неутомимый добытчик минералов. Геологоразведчиком стал старший сын, Юрий. Несмотря на тяжелый недуг, он, инвалид Великой Отечественной войны, не бросил любимое дело. Младший, Аскольд, недавно закончил горный техникум и работает сейчас в минералогической мастерской.
Игорь Китаев с детства увлекался камнем. Вместе с отцом он часто ходил в дальние и трудные походы за минералами. Тайга, горы, ночевки у костра - все это оставило в душе юноши неизгладимый след Но разведчиком недр он не стал. Его влекло другое, не менее трудное и интересное дело. Юноша поступил в ремесленное училище, в камнерезную группу, которой в то время руководил замечательный мастер Николай Дмитриевич Татауров.
Уральцы помнят шестипудовую глыбу яшмы, на которой в 1924 году братья Татауровы вместе с другими камнерезами изобразили красное знамя. Ярко выделяется на нем надпись из агата: «Ленину - горняки Урала». В Государственном Эрмитаже хранится чудесная мозаичная карта СССР, занимающая площадь в 29,5 квадратных метра. В 1937 году она экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. Это крупнейшее произведение камнерезного искусства создавали многие специалисты художественной обработки камня, в том числе и Н. Д. Татауров.
Игорь Китаев воспринял от старого художника не только высокое мастерство, но и беззаветную любовь к своей профессии, неиссякаемое упорство в достижении цели. Ведь Николаю Дмитриевичу 78 лет, но он. до сих пор трудится на свердловском заводе «Русские самоцветы», где выполняет тончайшие камнерезные работы и учит молодежь.
Как - то Игорь вместе с отцом побывал в горах Южного Урала. Ему посчастливилось найти яшму, очень красивую, светло - красную, с тонкими прожилками кварца. Из всех камней Игорь больше всего любил яшму, эта любовь передалась ему от его учителя. Да разве может камнерез быть равнодушным к яшме? Этот чудесный камень, обладающий целой гаммой красок, окрыляет фантазию художника. Академик А. Е. Ферсман в книге «Занимательная минералогия» пишет:
«Прекрасные фантастические узоры мы видим на яшме... Вот бушующее море, покрытое серовато - зеленою пеною; на горизонте сквозь черные тучи пробивается огненная полоска заходящего солнца, - надо только врезать в это бурное небо трепещущую чайку, чтобы достигнуть полной иллюзии бури на море. Какой - то хаос красных тонов. Кто - то бешено мчится среди дыма и огня, и черная сказочная фигура резкими контурами выделяется среди кошмарного хаоса. Или мирный осенний ландшафт! Голые деревья, чистый первый снег, кое - где еще остатки зеленой травки; вот листья деревьев - они упали на поверхность воды и тихо качаются на волнах заснувшего пруда... Таких картин не перечесть, но опытный камнерезный мастер - художник читает на камне эти таинственные рисунки и, осторожно врезая иногда веточки, иногда полоску неба, усиливает и выявляет прекрасные узоры природы».
Уходя на действительную службу в армию, Игорь Китаев захватил с собою найденную в горах светло - красную яшму. Вечерами, бывало, уединится, достанет из кармана небольшой камешек и долго смотрит на него, что - то прикидывая в уме. Это заметили товарищи. Состоялась беседа с командиром. Рядовому Китаеву отвели специальное место для работы, соорудили станок для обточки камня. Отец прислал ему из Свердловска новые кристаллы яшмы, а товарищи сделали металлический каркас для шкатулки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.