Девушка из Пхеньяна

А Синельников| опубликовано в номере №674, июнь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

За кафедрой стояла черноволосая девушка - кореянка. Волнуясь, она рассказывала о том, как жил народ ее родины до освобождения от японских империалистов. Это не была обычная вступительная речь диссертантки, изучившей материал по книгам. Перед слушателями выступала девушка, которая сама пережила все то, о чем говорила, о чем писала в своем первом научном труде.

Ким Ин Дя было три года, когда умер от непосильного труда ее отец - батрак. Недолго прожила и мать. Куда пойти сироте, если кругом одни батраки или малоземельные крестьяне, обремененные семьями? Маленькая Ким воспитывалась у брата своего отца.

Когда девочка подросла, ей пришлось пойти работать: она нянчила детей у директора школы. По вечерам, закончив хозяйственные дела, Ким садилась за книги. Тяга к знаниям у нее была так велика, что она все же сумела получить начальное образование. Потом она давала уроки на дому, занималась рукоделием и на заработанные деньги училась в средней школе в Сеуле. Но денег все же не хватало, чтобы закончить обучение. Пришлось вернуться в родное село... Когда Советская Армия изгнала оккупантов из Кореи, для Ким началась новая жизнь. Она смогла завершить учебу в школе и поступить в Пхеньянский университет, который окончила за несколько дней до того, как американские агрессоры навязали Северной Корее войну. Девушка добровольцем ушла на фронт и отважно сражалась с оккупантами. В конце 1951 года она была направлена в аспирантуру философского факультета Московского университета.

- Три с лишним года назад диссертантка пришла к нам, не иная ни одного слова по - русски, - сказал на защите диссертации действительный член Академии педагогических наук профессор Н. А. Константинов, научный руководитель Ким Ин Дя. - А ведь нужно было написать диссертацию на русском языке. Работа предстояла огромная.

Все товарищи по факультету трогательно заботились о дорогой гостье из Кореи, помогали ей овладевать знаниями. Много упорства проявила сама диссертантка. Она в совершенстве овладела русским языком, изучила труды основоположников марксизма - ленинизма, работы Мао Цзэ - дуна, Ким Ир Сена, директивы Трудовой партии и правительства Корейской Народно - Демократической Республики, монографии по вопросам советской педагогики. Тщательная и многосторонняя работа позволила Ким Ин Дя досрочно закончить диссертацию. И вот ее первый научный труд - «Школа и просвещение в Корее (1900 - 1945 гг.)» - отдан на суд советских друзей.

Ким Ин Дя кратко излагает историю развития образования в ее родной стране. Иностранные колонизаторы, долгие годы оккупировавшие и грабившие Корею, меньше всего заботились о просвещении народа. Во времена господства японских империалистов всего 6 процентов женщин могли получить начальное образование. А о среднем и высшем образовании нечего было и думать. Преподавание всюду велось на японском языке, объявленном официальным государственным языком. Корейский язык был как бы вне закона. Чтобы поступить в школу, требовалось свидетельство об имущественном положении родителей. Чужеземные хозяева Кореи неуклонно придерживались расистских концепций буржуазных «теоретиков» о неполноценности корейцев, о якобы вековой отсталости этого народа. Они изо всех сил старались привить народным массам дух покорности и, как откровенно выразился один из бывших японских генерал - губернаторов в Корее, Терауци, воспитать примерных граждан японской империи. В этом деле им охотно помогали христианские «миссионеры» из США - лазутчики американского империализма.

После провозглашения в Северной Корее Народно - Демократической Республики двери школ и высших учебных заведений широко распахнулись для народа. Уже в 1950 году в начальных школах Северной Кореи обучалось не менее 93 процентов детей. Количество средних учебных заведений увеличилось по сравнению с 1944 годом в 22 раза, а число учащихся в них - в 23 раза. Создано более 3 700 вечерних школ, рассчитанных почти на 145 тысяч слушателей. До освобождения в Северной Корее не было высших учебных заведений, если не считать японских колледжей для детей дворянства. А сейчас в республике 17 вузов, в том числе такие крупные, как Пхеньянский университет имени Ким Ир Сена, Академия общественных наук, индустриальный, медицинский и сельскохозяйственный институты.

- Народ Корейской Народно - Демократической Республики навсегда уничтожил старую, реакционную систему воспитания и обучения и заменил ее новой, демократической системой, отвечающей интересам трудящихся, - сказала в заключение Ким Ин Дя.

Диссертантка собрала большой фактический материал, творчески осмыслила его и в ряде случаев высказала свои оригинальные суждения.

Все выступающие высоко оценили работу молодой кореянки.

- Эта диссертация, - сказал официальный оппонент профессор В. С. Шевкин, - первый научный труд, посвященный проблемам истории корейской педагогики, он существенным образом восполняет пробел в историко - педагогической литературе и будет служить одним из источников для дальнейшего изучения истории школы и педагогической мысли в Корее.

Ученый совет философского факультета Московского государственного университета единогласно присудил корейской аспирантке Ким Ин Дя ученую степень кандидата педагогических наук.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены