Новому году начало, зиме середина - январь, самый холодный месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов. Лютует стужа! Суровым холодом веет снежный простор.
Белый сумрак хвойного бора переносит наши мысли в дремучую тайгу севера, где лесорубы теперь уже готовят подарки великим стройкам коммунизма.
Из мглы морозов, снегов и льдов приходит к нам новичок - Новый год. Зимовщики Беринговских форпостов науки на 10 часов раньше Москвы будут веселиться на празднике ёлки.
Полярники Уэллена. Анадыря, Чукотки также первыми на планете, ещё в 2 часа дня по московскому времени, встретят Новый год. На Камчатке - в 3 часа, в Охотске на Курильских островах - в 4 часа, в сумерки - во Владивостоке. В Москве - полночь, в Уэллене - 10 часов утра 1 января.
А Новый год пойдёт всё дальше.
...«Славное море, священный Байкал»... Везде наверху плавает, а здесь лёд на дне; с шумом со дна всплывает зимний ледоход и мчится по зелёным волнам необыкновенно быстротечной, хрустальной реки Ангары. Уплывают подонки льдов, рассеиваются ветром туманы, и вот смиряется буйная река, ледостав утихомиривает песнопевные воды Байкала.
Новь преобразованной природы, первоисторический лёд на Цимлянском море, первые проруби исследователей нового моря - ихтиологов - и лунки страстных рыбаков.
Вода не воздух, медленно стынет река, на дне ни ветра, ни мороза. На берегу хоть 30°, а в воде всегда выше нуля. Покрышкой льда отгородилась от холода вода. Зима рыбы - это плюс четыре градуса. Караси и лини зарылись в ил. На Волге «зимовальные ямы» под охраной закона. Штабелями лежит, как на складе, рыба на дне. Планктон - эта висячая в воде живая пыль - замер, и у рыбы сон без еды. Только хищники - щука, окунь, судак, налим - не спят. Старинный русский спорт зимнего ужения на блесну в проруби льда увлекает любителей. А на Урале, в Белоруссии, на Средней Волге и Севере это давний промысел. Московское море и канал имени Москвы славятся теперь подлёдным ловом. Здесь судаки, как в Астрахани, и попадаются отменные экземпляры на любительский крючок спортсменов - зимних удильщиков.
В лесу тоже справляют свой Новый год! Высокая, стройно-строгая игольчатая красавица Севера, в белой накидке, вся осыпанная сверкающими звёздочками снежинок. Луч солнца зажигает ёлку днём, луна - ночью. Колючий костёр хвойных иголок искрится в хрустальном блеске инея. И блёстки вспыхивают, как бенгальские огни.
И сколько же на ней гостинцев! Снежная навись, что пастила или пряники. Монистами висят шоколадные шишки, позолоченные солнцем, бронзовые в тени. Велик нынче урожай на них. на эти семена. А на самом коньке ели - диво, настоящая живая игрушка - краснопёр-клёст. Только ему. баловнику. не сидится, он вниз головой опрокинулся. Своим клювом-штопором шишку лущит. Пепельная белка веером распушила хвост. тоже примостилась на ёлке. Бойкий зверёк потешно держит шишку передними лапками; шустрая игрунья грациозно грызёт семечки. Вот уселась на ёлку «синяя птица» - голубокрылая сойка, родня вороне. Хищным глазом воровато заглядывает под ветки, под навись снежных козырьков. А сама на все лады чужими голосами притворяется. Всех напугала - птиц и след простыл. Под хвойным балдахином ели сойку слышит заяц, прижимает к спине длинные уши. косится, дрожит от испуга. Как бы не увидела! Поглубже зарылся в сугроб, только кончики ушей чернеют, трусит, ёжится. Но сойка, распустив голубые веера крыльев, рванулась дальше искать птиц. У зайца на сердце отлегло. Зашевелился, поудобнее улёгся и заснул под ёлкой с открытыми глазами.
Прибавляются, но ещё коротки начальные дня года. Из хвойных потёмок чащи поползли по снегу синие тени. Попрятались на ночёвку птицы и белки. В сумерки зажглась звезда-вечерница, подмигнула зайцу: «Пора, ушан!». Только этого весь день и ждал беляк: выпрыгнул из-под мшистого навеса. Озябли ноги - и прытко согревается прыжками.
... Так в лесу. А в городах, в сёлах молодёжь веселится на каникулах у нарядных ёлок, занимательно и поучительно проходит время волнующих встреч со знатными людьми сталинской эпохи.
Увлекательны лыжные походы, перед глазами очаровательна снежная сказка зимнего леса. Новогоднее счастье завоёвано с боя и яркой радостью прочно вошло в действительную жизнь советского народа. Многое сбылось, ещё больше сбудется. В степях - леса и моря, и рядом станут ёлка и лимон на Украине, встречается флора Севера и Юга, как Волга с доном. Небылицы обёртываются явью.
В московском Доме союзов благоухает зелёное облако хвои. Великанша леса доставлена бережно, как на качелях, специальной экспедицией. И вот нарядная ёлка-гигант украшает Колонный зал на весёлых каникулах молодёжи.
Весёлый обычай старины. Но никогда в веках не имел он такого патриотического значения, как теперь. Горят огни ёлок на советском празднике Нового года, на каникулах молодёжи. Елка - это символ леса в степи, это «зелёный друг», защитник урожая.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из рассказов, поступивших на конкурс журнала «Смена»