Плоские холмы в серебристой осенней стерне, между ними болота... В этих болотах среди осоки не текут, а скорее дремлют речушки. Они соединяют одно озеро с другим. Озёра обширные, их обступают леса: дубняк вперемежку с березняком, кое-где сосновые массивы... Таков Видзинский район, окраина Белоруссии.
От местечка Дрисвяты в одну сторону - земли Латвийской республики. В другую сторону - рукой подать до литовских колхозов. Самое село зажато между двумя озёрами. С одного края протянулось на двадцать километров озеро Дрисвятское, с другого - озеро Оболе. Их соединяет речка Дрисвятица.
Однажды в Дрисвяты сошлись на совет представители трёх колхозов: белорусского - имени Молотова, латвийского - имени Свердлова, литовского - имени Адама Мицкевича. Обсуждали очень важный вопрос: как на речке Дрисвятице поставить электростанцию, дать свет и в белорусские сёла, и в литовские, и в латвийские. Строить придётся сообща; само собой напросилось название ГЭС - «Дружба народов».
В только что поставленном здании конторы всё было ещё ново, необжито: струганый пол не затоптан, на некрашеных подоконниках проступает смола, доски стола распространяют сыровато-хвойный запах. Колхозников, прибывших на строительство, принимал прораб Михаил Петрович Сучок. Молодой человек, он по-военному подтянут, по-военному точен и краток я разговоре.
- Из какого колхоза?
- Имени Свердлова.
- Фамилия, имя?
- Дедель... Леонард Дедель.
- Специальность? Кем работал в колхозе?
- В бригаде, на поле работал.
Перед прорабом стоит обыкновенный паренёк в кожаных постелях, в брюках, заправленных в толстые домашние носки. Он от смущения не знает, куда спрятать свои большие неловкие руки, привыкшие только к работе в поле.
- Возьмёшь к себе в звено, - поворачивается прораб к одному из строителей, стоявшему у окна.
- Так он же не бетонщик!
- А где мы возьмём квалифицированных бетонщиков? Учить людей надо. Пойдёте в звено к Сухорукову, - обращается прораб к пареньку и, помедлив, добавляет: - Бетонщиком...
Новый рабочий смущённо пожимает плечами: «Вам видней...».
Место, где наметили строить ГЭС, было довольно низкое, топкое. Прямо в залитые водой шпуры было засыпано семь тонн трубчатого пороху. Этот порох не боится воды, он самая подходящая взрывчатка в таких условиях. И вот от вздрогнувшей земли пошла по озёрам рябь, сотни тонн земли взлетели в воздух, образовался огромный котлован. В него сначала спустился экскаватор Коли Диковича, подчистил дно, а затем уже приступили к своей работе бетонщики. Среди них был и Леонард Дедель, паренёк из колхоза имени Свердлова. Бетонщиков два звена. Одно звено, Сухорукова, работает на правом берегу, другое, Горбунова, - на левом. И само собой разумеется, что оба звена ревниво следят за работой друг друга.
Как-то раз Дедель, спустившись на смену, окинул взглядом левый берег, как забором, огороженный деревянной опалубкой.
- Да-а, обгоняют, - произнёс он.
Это услышал звеньевой Игнат Сухоруков, обернулся с обидой к Деделю:
- Обгоняют!... Надавали мне таких, как ты! Вам кричишь: давай балласт, - а вы: что, мол, это за штука? Погляди, у Горбунова какие работники, нe чета тебе!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.