Полуденное солнце хотя ещё и стоит высоко, но уже не греет. Лёгкий ветерок тихо шевелит пожелтевшую листву, поднимает мелкую рябь на бледноголубой волжской воде, взбирается на гряды гор, окружающих с трёх сторон маленький Вольск, и поёт, поёт свои монотонные песни в громадном амфитеатре меловых карьеров. Здесь день и ночь кипит напряжённый труд многих десятков людей. Отсюда берёт своё начало производство цемента.
Взрывы следуют один за другим. Вверх вздымаются столбы горной породы, далеко по сторонам разлетаются белые камни, с крутого утёса сползают вниз глыбы мела. На минуту наступает тишина.
Сигнал приступить к работе мгновенно оживляет все окружающее.
Машинист экскаватора комсомолец Геннадий Площадников включает мотор. Стрела машины опускается, и ковш начинает без устали вгрызаться в раздробленную горную породу. Руки машиниста ритмично, с точностью часового механизма передвигают рычаги.
Геннадий Площадное - секретарь комсомольской организации цеха, вожак молодых горняков. Его, недавнего выпускника ремесленного училища, часто приходит навестить секретарь заводского комитета комсомола Михаил Поскребалов. Сам бывший производственник, он знает цену трудовым успехам, внимательно следит за ростом молодого секретаря, помогает руководить комсомольской организацией.
Одна за другой подходят под ковш порожние вагонетки, и вскоре небольшой электровоз уже мчит их к длинной галерее. Потом вагонетки попадают к сырьевому цеху. Сюда же приходят вагонетки с глиной.
Три части мела и одну часть глины ссылают в завальную яму. Эту смесь специальные агрегаты перемалывают, разжижают водой и ещё более размельчают в бассейнах механические мешалки. Полученная жидкая масса называется сырьевой смесью (шламом). От неё зависят количество выработки цемента и его качество. Поэтому состав шлама тщательно контролируют работники лаборатории.
... Скромно, чисто одетая лаборантка Галя Максимовн берёт пробу шлама. Анализ показывает: тонкость помола - в норме, влажность - 36,1 процента. Галя идёт к контролёру Вере Сметаниной, показывает ей анализ. Обе комсомолки довольны: всё в порядке, нормы стандартов не только выдержаны, но даже снижены.
- А сколько знаний, упорного труда нужно было для того, чтобы снизить влажность на каких-то два - три процента! - Галя указывает вниз, где в громадных бассейнах, как в волжских водоворотах, бурлит густая сероватая масса шлама.
- Недаром нашему директору и главному инженеру правительство присвоило звание лауреата Сталинской премии за снижение влажности сырьевой смеси, - замечает Вера и бежит к бассейну, откуда готовая сырьевая масса подаётся к цементно-обжигательным печам.
Семидесятиметровой длины круглые корпуса цементно-обжигательных печей, слегка наклонённые, вращаются медленно и величаво, словно сознавая свою важность в производстве цемента. Мастер смены лауреат Сталинской премии Иван Андреевич Хазов открывает смотровой люк и через защитное синее стекло пристально всматривается во внутрь агрегата, где яростно бушует ослепительное пламя и, медленно перекатываясь, движется раскалённая добела масса шлама. Помощник машиниста Александр Милое внимательно смотрит на мастера и по выражению его лица старается определить «поведение» пени.
День и ночь сыплются из пеней массы раскалённых шариков величиной с кедровые орехи. Это клинкер. Он падает в охлаждающие машины - холодильники, а через несколько дней, уже остывший, подаётся в мельницы, которые перетирают клинкер в мелкий порошок-цемент. Автоматические машины насылают его в непромокаемые бумажные пакеты.
Десятки вагонов и многосоттонные суда ежедневно увозят с завода цемент стройкам нашей Родины. Тысячи тонн цемента отправил коллектив ордена Трудового Красного Знамени завода «Большевик» гидростроевцам Куйбышевской и Сталинградской ГЭС, много десятков тысяч тонн дано Волго-Донскому судоходному каналу имени В. И. Ленина. Берега этого замечательного первенца сталинских новостроек, его шлюзы, насосные станции, - словом, все бетонные и железобетонные сооружения сделаны из цемента Кольских и новороссийских заводов.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.