ОСЕНЬ ТЕКУЩЕГО года знаменательна целым рядом юбилеев. Из них не последнее место занимает столетие стеариновой свечи. Если мы обратимся к жизни наших прадедов, то мы не сможем не признать, что вечерами особенно зимою, в их домах было не очень уютно. Ведь они освещались или дымной лучиной, или мигающим светом сальной свечи. Восковые свечи были уже предметом роскоши; керосина, а тем более электрического света, не было и в помине. Ни один из этих старинных источников света не обладал такими достоинствами, чтобы бороться с изобретенными в 1825. году стеариновыми свечами. И когда они появились, они быстро распространились по всему миру, пока их не вытеснил керосин. Но зажигать керосиновую лампу долго; поэтому там, где нет электричества, стеариновая свеча и сейчас незаменима для быстрого освещения и является необходимым предметом домашнего обихода.
Французский химик Шеврель доказал, что животный жир, из которого делались в то время свечи, состоит из соединения глицерина с стеариновой маргариновой и олеиновой кислотами. Из этих кислот — маргариновая с'едобна, а стеариновая — хорошо и ярко горит. Из нее-то и можно делать свечи. После долгих опытов Шеврель совместно с ученым Гей-Люссаком разработал и самый способ приготовления свечей из стеарина. Этим он не только дал науке сведения о химическом составе жиров, но и практике — полезный и важный предмет домашнего обихода.
Открытый ими способ многократно улучшался и видоизменялся, прежде чем свечи стали изготовляться существующими теперь способами. Но только изобретение плетеной, а не крученой светильни избавило свечу от образовывавшегося раньше при горении нагара, который портил свечу и заставлял слишком много следить за ее горением.
Эти плетеные светильни обычно приготовляются на свечных заводах. Получаемая для этого пряжа поступает на фитиледелательную машину; затем ее пропитывают различными составами чтобы светильня при горении лучше всасывала бы расплавленные жирные кислоты, а после этого уже начинается и самая «обливка» свечей.
Эту работу делают свечеотливательные машины. Они состоят из сковородок для растопленного стеарина, свечных форм и «пистонов» для выделки острых головок свечей. Сквозь формы и пистоны пропускаются фитили. Расплавленный стеарин наливают в сковороды, из которых он распределяется по нагретым формам. Когда стеарин в формах застынет, затвердевшие свечи выталкиваются из форм пистонами при помощи особой рукоятки на машине.
Для ухода за 3 — 4 такими станками, вмещающими каждый по сто форм достаточно одного рабочего, который за рабочий день может отлить от 6000 до 8000 шт. свечей.
После отливки свечи отбеливаются на воздухе, а затем полируются особыми полировальными машинами. После этого их пакуют по четыре, пять и шесть штук в одну продажную пачку.
Говоря об изготовлении стеариновых свечей, нельзя не упомянуть, что в СССР производство их также расширяется и следствием этого является пуск Невского стеаринового завода в г. Ленинграде, производительность которого будет превышать 95.000 пудов стеарина в год. Свеча в провинции необходима, и на нее всегда есть большой спрос там где нет электрического освещения.
Итак, стеарин получается — из сала; светильня — из хлопка. А сало из чего? Из чего хлопок?
Как это ни странно, но и то и другое — из растений. Что хлопок из растений — это мы уже знаем (см. ст. Я. Якубович: «Хлопок и хлопководство». «Смена» № 12. за 1925 г. стр. 18). Но труднее согласиться что и сало — жир животных — тоже из растений. А между тем это так. Ведь для добывания стеарина берется баранье сало или говяжий жир. А откуда его набрали бараны и скот? Конечно, только из пищи, т.-е. из травы, сена соломы и зерна. Растения органами пищеварения перерабатываются в теле животных и становятся там разными его частями: костью, мясом, салом, кожей, шерстью. Растение есть источник всех этих материалов в теле животного.
Да, но откуда набрало растение этих материалов? Из земли и из воздуха. Оставьте зеленое растение без земли или без воздуха — и оно погибнет.
Однако, можно зеленому растению дать сколько угодно воздуха и земли — и оно все-таки тоже погибнет. Это будет тогда, когда мы надолго поместим его во тьму, лишим его солнечного света; будет это и тогда, когда мы его заморозим.
Итак, зеленое растение может использовать землю и воздух только на солнечном свету и в тепле. Без этого оно погибнет. Без этого мы не можем получить ни шерсти, ни мяса, ни сала. Не будет у нас и свечи. Наша свеча — от солнца. Без солнца — нет травы, нет скота, нет сала, нет и свечи. Если бы солнце потеряло силу давать тепло и свет, то прекратилась бы вся жизнь на земле: и жизнь травы, и жизнь животных, и жизнь человека.
Значит, все дело — в силе солнца, в его способности работать, его энергии. А свеча — есть кусочек его энергии, собранной на земле. И когда свеча горит, она только освобождает теплом и светом ту энергию солнца, которая собрана в маленькой белой стеариновой палочке с фитилем которую мы называем стеариновой свечой.
А свечение солнца, питание растений, преобразование растений в сало, добывание стеарина, горение свечи — есть только разные превращения вещества и энергии; только и всего.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«О, родина святая. Какое сердце не дрожит, тебя благословляя». Некрасов.
Вопросы наших читателей о наболевшем