Вселенная под куполом

А Морозов| опубликовано в номере №629, август 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Раньше, познавая природу, человек считал, что сам он находится в центре Вселенной. Вавилоняне, египтяне, греки, римляне гордо утверждали, что их родина - центр мира. Потом пришлось пойти на некоторую уступку, отведя центральное место во Вселенной уже целиком всей Земле. И много людей сложило головы на плахах, сгорело на кострах за своё стремление доказать истину: «Земля - только песчинка во Вселенной».

Имена великих людей прошлого невольно вспоминаются сейчас, когда замечательный аппарат планетарий показывает очарованным глазам зрителя величие, бес конечность Вселенной.

В Москве здание Планетария видно издалека. Высота этой «Вселенной под куполом» - около сорока метров. Пока не зажжены чудесные огни, посетитель Планетария может разглядеть обыкновенный чёрный бархат «неба» и силуэты зданий Москвы, вырисовывающиеся на «горизонте».

Но вот погашен свет в зале, и на «небе» - глубоком и тёмном, совсем как настоящем, - вспыхивают «звёзды», проносятся «кометы», медленно проплывает «Луна». Тогда вы забываете о всей сложной «механике» Планетария. Вам кажется, что на волшебном воздушном корабле вы мчитесь из северного полушария в южное, что время летит со сказочной быстротой.

Между тем самый принцип прибора, создающего эффект звёздного неба, удивительно прост. Свыше сотни проекционных фонарей соединяются в одно целое и управляются из одного центра при помощи множества проводов и кнопок. Фонари установлены в шарах с круглыми стёклами - глазами, придающими всему прибору вид какого - то фантастического двухголового «робота». На пути лучей мощных электрических ламп, находящихся в этих шарах, располагаются металлические пластинки с дырочками. Тонкий луч, прорвавшийся в такое отверстие, даёт изображение звезды на чёрном бархате купола - на «небе». На неба Планетария около 10 тысяч «звезд»,

Между двумя «головами» прибора поместилась еще целая группа механизмов с фонарями. Вот «Солнце», «Луна», «Меркурий», «Венера», «Марс», «Юпитер», «Сатурн»... Некоторых известных планет не хватает: «Нептун», «Плутон» и «Уран» невидимы невооруженным глазом, и их отсутствие оправдано этим. Планеты тоже являются только световым пятнышком, отбрасываемым фонарями на экран - «небо».

Создание механизма, движущего планеты, было труднейшей задачей. Ведь точность здесь требуется действительно астрономическая: один градус за 5 тысяч лет - только такая ошибка может быть допущена в положении планет относительно звезд!

В планетарии время по желанию летит или «стрелой» или на «ракетном самолёте». Здесь электромотор может «прогнать» по «небу» те или другие «светила» с такой скоростью, что сутки пройдут в минуту, или год - а минуту, в 7 секунд.

А особый мотор приводит в движение всё «небо», и 26 тысяч лет успевают «кануть в вечность» за 4 минуты. Полярная звезда за это время покинет своё место, уступив его другим звёздам, и снова вернётся туда, где её полагается находить нашим глазам...

Есть ещё люди, которые при слове «Вселенная» недоуменно пожимают плечами. Вселенная? Зачем знать, как она устроена? Что изменится, если не будет точно известно расположение ночных светил, находящихся от нас на расстояниях, измеряемых головокружительными цифрами? Между тем эти знания теперь необходимы в самых различных отраслях; пропаганда их имеет большое - значение и для науки и для техники.

Достаточно сказать, что Планетарий за время своего существования помог воспитать из молодежи множество штурманов воздушного флота, создать важнейшие приборы для изучения воздушной астрономии и штурманской службы. Десятки миллионов посетителей смотрели на искусственное небо Московского Планетария, и чудесное зрелище многим юношам и девушкам указало жизненный путь - увлекательнейшую трудную дорогу астрономов, создателей новых оптических приборов.

Недаром молодёжь с таким интересом идёт в Планетарий: здесь их встречают научные руководители, здесь перед юными астрономами открывается широкое, интересное поле деятельности.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Летом

Рассказ