«Мы всегда так».
Вопрос ставится на комсомольском бюро класса. Оказывается, девочкам показалось, что учительница слишком строга, сурова, иногда «кричит» на них. Одним словом, «она их не любит». «А раз так, то и мы решили показать ей свою нелюбовь, своё безразличие к ней. Ведь не можем же мы её любить, если она не любит нас!»
Потребовалась большая работа, чтобы доказать учащимся, что их мнение неправильное, ложное, а их поступок оскорбителен не только для учителя, но и для них самих.
- Как же это могло случиться? - спросили у группкомсорга.
- Не знаю, - ответила она и пожала плечами. - Наши девочки ведь вообще хорошие.
Напротив директора сидит хорошо одетый плотный мужчина с умным, волевым лицом. Он торопится, ему некогда, его ждёт большая, ответственная работа.
- Поведение ваших дочерей Ани и Юли заставило меня вызвать вас в школу. Оно внушает большое беспокойство. Необходимо принять сообща срочные меры.
- А что случилось?
Оказывается, одна из сестёр, получив оценку по математике ниже той, какую ей хотелось, громко, на весь класс сказала: «Это не учитель, а чёрт знает что». Другая же сестра заявила учительнице истории после объяснения: «Вы вообще нам рассказываете неинтересно, не хочется слушать».
- Не может этого быть! - позорит отец двух учениц - сестёр. - Но я с ними, конечно, поговорю, хотя уверен, что и Аня и Юля - вообще хорошие девочки.
А заговори с пареньком - ремесленником, с любой ученицей упомянутого девятого класса, с сестрами Аней и Юлей, со всяким другим юношей или девушкой об их будущем - и сразу увидишь, как ярко засветятся их глаза. В эту минуту никто не вспомнит о своей грубости, нечуткости, заносчивости. Не вспомнит потому, что это для него «мелочь», это «неважно».
Нет, это не мелочь! Это зачатки опасной болезни, которая, если не пресечь её в корне, приведёт к хулиганству, эгоизму, бездушному, бюрократическому отношению н окружающим.
Вопрос, поднятый в статье А. Первенцева, - это вопрос о воспитании. Нельзя говорить о воспитании в семье, не говоря о воспитании в коллективе, и не только в производственном или учебном коллективе, а в коллективе в широком смысле слова, в нашем советском коллективе. Этот коллектив окружает нас и в цехе, и в школе, и в поезде метро или в трамвае, и просто на улице. И каждый член коллектива должен указать на недостаток другого человека, если видит этот недостаток. Указать даже в том случае, когда другой не его товарищ или сослуживец, а даже просто незнакомый человек. Лишь в этом случае можно достичь того, что о всех без исключения людях у нас будут говорить: «Это хороший человек, хороший просто, а не вообще».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.