В Большом театре

Ил Крымов| опубликовано в номере №638, декабрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

За окном темная петербургская ночь, настороженно притихшая громада царского дворца, окованная льдом Нева. Тускло мерцают штыки часовых на валу Петропавловской крепости. А в просторной комнате Рылеева тесно и шумно: в ночь перед восстанием здесь собрались друзья - единомышленники. Революционным порывом дышат слова возвышенной песни - гимна: «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья...» Глаза горят огнем священной любви к Отчизне и ненависти к угнетателям. Завтра выйдут эти люди на Сенатскую площадь, завтра загремят пушки, которым откликнутся века: И с этого морозного дня славные имена декабристов навсегда войдут в историю, вызывая уважение благодарных потомков.

Давно не звучала на сцене Большого театра опера, которая привлекла бы такое общественное внимание, как «Декабристы» Юрия Шапорина.

История оперы сложна и необычна. Композитор приступил к работе над ней более четверти века тому назад. Либретто принадлежало Алексею Николаевичу Толстому. Но первоначальный замысел сильно отличался от нынешнего варианта: любовная драма разыгрывалась на фоне исторических событий 1825 года. Однако авторы были не удовлетворены таким односторонним, лирическим решением темы. Немало ценных мыслей подсказал авторам А. М. Горький.

Уже после смерти А. Н. Толстого композитор Шапорин завершил оперу в содружестве с поэтом Вс. Рождественским.

В «Декабристах» участвуют лучшие силы Большого театра. Почетное место у пульта занимает дирижер А. Мелик - Пашаев. Сложные задачи поставил композитор перед оркестром и хором, который изображает то поющих в тверском трактире цыган, то мужиков, веселящихся на ярмарке, то великосветскую знать на балу. Художники спектакля А. Петрицкий и Т. Старженецкая создали целую галерею разнообразных картин России 1825 года - от позолоченных покоев императора до пейзажей сибирской тайги.

В «Декабристах» заняты любимые всей нашей страной артисты: А. Пирогов, М Михайлов, М. Максакова, В. Давыдова, Г. Налепи, Ал. Иванов. Из молодых артистов особенно запоминаются И. Петров, создающий живой и многогранный облик Александра Бестужева - поэта, мечтателя, воина, - и А. Огнивцев, выступающий в роли царя - вешателя Николая I. Много потрудился над постановкой спектакля один из лучших режиссеров советского театра, Н. П. Охлопков. С особой тщательностью работал он над массовыми сценами, стремясь создать подлинное лирико - эпическое полотно.

В сцене ярмарки дана пестрая и живописная панорама народного веселья, внезапно прерываемого известием о смерти царя. Смело представлен здесь праздничный разгул - народной толпы. С большой трагической силой показаны расстрел мятежных войск, гибель русских смельчаков, заплативших кровью за вольнолюбивые, стремления...

Спектакль «Декабристы» - победа всего постановочного коллектива: режиссера, художников, актеров, хора, оркестра. Но особо важная роль принадлежит автору музыки Юрию Александровичу Шапорину.

Наибольшее впечатление в музыке оперы производят пылкие и мужественные ансамбли декабристов, правдиво выражающие их духовную красоту, благородство и волю к борьбе. Таковы и превосходные арии Рылеева, Каховского, Бестужева, Пестеля, в которых композитор развивает традиции русской классической оперы. Искренностью, чистотой пленяют любовные дуэты Щецина - Ростовского и Елены.

Взыскательный вкус и глубокое проникновение в дух истории помогли Шапорину нарисовать огромную и разнообразную панораму русского быта начала XIX столетия: здесь и протяжные, скорбные песни крепостных, и остро умно переплетающиеся мотивы ярмарочного веселья, и цыганские пляски, и строевые, маршевые напевы русского воинства, п изысканные бальные танцы. Россия Пушкина и Рылеева. Глинки и Дениса Давыдова, мятежная Россия декабристов, впервые поднявших меч на самодержавных тиранов, талантливо воплощена в этой музыке.

Вот одно из волнующих мест центральной, шестой, картины оперы: приветствуемый толпой, выходит на Сенатскую площадь восставший Московский полк. Ярко горят на морозном солнце позолоченные пряжки поясов, сверкают кивера. С посвистом, с русскими звонкими подголосками льется лихая солдатская песня «За Дунаем, за Дунаем». Какая богатырская сила и жизнерадостность заключены в раздольной песне этих храбрецов, отстоявших Родину в боях с Бонапартом, а сейчас готовых грудью встретить предательскую картечь царских карателей! Чувство гордости и восхищения доблестью далеких предков рождается в сердцах советских зрителей. И величественный зал Большого театра оглашается восторженной бурей аплодисментов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены