Франсиско Гойя

Т Каптерева| опубликовано в номере №622, апрель 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 125-летию со дня смерти

Великий испанский художник Гойя жил в работал в один из самых бурных периодов истории своей родины - на рубеже XVIII - XIX веков. Это было время героической борьбы испанского народа с интервенционистскими полчищами Наполеона, время первой (1808 - 1812 годы) и второй (1820 - 1823 годы) буржуазных революций в Испании.

Современник этих событий, Гойя воплотил в своих произведениях трагическую судьбу испанского народа, его неиссякаемую жизненную силу и величие Франсиско Хосе де Гойя родился 30 марта 1746 года в деревне Фуэнтетодос, близ Сарагосы, в семье ремесленника. Живописи он начал учиться с четырнадцати лет у сарагосского художника Мартинеса. Двадцатилетним юношей Гойя, спасаясь от преследований инквизиции, бежит в Мадрид, а затем в Италию, где находится до 1771 года.

Классическое итальянское искусство осталось ему чуждым. Учителями художника были, по его словам, Веласкес, Рембрандт и природа.

Широкую известность принесли Гойе эскизы для шпалер королевской мануфактуры (1776 - 1791 годы).

Художник запечатлел в них сценки из народной жизни: сбор урожая, игры и празднества, уличные эпизоды. Построенные на сочетании. нежных, светлых, радостных тонов, эти картины полны красочности, проникнуты беззаботным настроением. В них Гойя изображает жизнь народа ещё несколько односторонне.

Углубление мировоззрения Гойи, рост его критического отношения к действительности начинается с 90 - х годов XVIII века. Этому способствовала политическая обстановка в стране.

В то время, когда во Франции бушевала революционная буря, Испания оставалась одной из самых отсталых стран Западной Европы. Правящие реакционные силы - дворянство и католическое духовенство - нещадно грабили и эксплуатировали народные массы, отравляли их ядом религиозных предрассудков.

Передовые люди страны, вдохновлённые примером революционной Франции, боролись против феодально - католической реакции. Гойя не остался в стороне от этой борьбы.

В 1793 - 1803 годах художник создаёт свою знаменитую графическую серию «Капричос» - восемьдесят офортов с аллегорическими подписями. В фантастической, гротескной форме «Капричос» бичевали язвы феодально - абсолютистского строя Испании. Построенные на контрастах чёрного и белого цветов, динамичные по своей композиции, офорты Гойи предельно лаконичны и выразительны.

Гойя подчёркивал паразитизм, нежизнеспособность представителей господствующих классов. То это тупые ослы, взгромоздившиеся на плечи испанского народа, то безобразные «ленивцы» - уроды с закрытыми глазами и замками на ушах, которых кормят с ложки. Полны остроты антиклерикальные сатиры художника. Гойя высмеивает суеверие в своей гравюре «Что может сделать портной». Толпа склонилась перед уродливой, надвигающейся на неё фигурой монаха. Но, если вглядеться, это всего - навсего ряса, напяленная на засохшее дерево.

Инквизиция поняла остро сатирический смысл «Капричос» и начала преследовать художника. Тогда Гойя пошёл на хитрость. Он, воспользовавшись своим положением придворного художника, преподнёс оттиски гравюр королю. Тот не разобрался в их зашифрованном, аллегорическом содержании и приказал издать всю серию.

Гойя становится модным портретистом. Но своё отношение к созданию официальных портретов он насмешливо выразил в одном из листов «Капричос»: маленькая обезьянка старательно рисует портрет важного осла.

Портрет не совсем похож: ослиные уши прикрывает пышная львиная грива...

Знаменитый групповой портрет многочисленной королевской семьи (1800 год), - по существу, скрытая сатира, так как Гойя сумел показать в нём духовное ничтожество и физическое вырождение правящей верхушки.

Страстно ненавидя силы реакции, художник противопоставляет им в своём творчестве стремление к жизнеутверждающему, светлому началу. Гойя пишет ряд портретов своих передовых современников. Эти произведения сделаны с подлинным творческим вдохновением. Самое выдающееся из них - портрет Гильмарде, французского посла, в прошлом члена Конвента, которого отказался принять испанский король. Сам факт создания этого портрета является вызовом, брошенным художником феодальной Испании.

С особенной силой проявилось дарование Гойи во время героической борьбы испанского народа с французской интервенцией. Художник был свидетелем восстания 1808 года в Мадриде, жестоко подавленного французами. Он пишет картину, одну из самых потрясающих по своему драматизму в истории мировой живописи, - «Расстрел французскими солдатами испанских повстанцев». Под «очным небом на фоне спящего Мадрида разыгрывается человеческая трагедия. Зловещий желтоватый свет фонаря вырывает из темноты группу пленённых повстанцев. Безликая шеренга солдат направила на них ружья. Изображён предельно напряжённый момент перед залпом. Суровая правда этой картины вызывает ненависть к врагу, веру в силы народа. Недаром она находила живой отклик у бойцов Народного фронта в годы героической борьбы испанского народа с фашизмом.

В годы герильи - народной партизанской войны с французскими захватчиками - художник создаёт графическую серию «Бедствия войны» (1810 - 1820 годы). Это произведение - вершина реалистического мастерства Гойи. Оно написано кровью сердца большого художника - патриота.

Гойя в этой серии отобразил свои личные впечатления от поездки по стране и посещения в перерыве между двумя осадами родной героической Сарагосы. «Так было», «Я это видел», «И это тоже», «Какое мужество!» - скупо я сурово подписывает он свои произведения.

Однако война для Гойи не только народная трагедия, во и «незабываемое зрелище живучести народа» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. X, стр. 724).

Твёрдая вера в то, что ни смерть, ни голод, ни виселицы не сломят свободолюбивого духа испанского народа, составляет пафос серии «Бедствия войны». Её непреходящая актуальность - в показе героического народного сопротивления иноземным захватчикам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены