Отстояв свою независимость, испанский народ попал в тиски новой феодальной реакции. Первая и вторая буржуазные революции в Испании были разгромлены. Гойя гневно клеймил разгул реакции в своих последующих произведениях, реальный, политический смысл которых был тщательно зашифрован художником. И в эти тяжёлые годы он по - прежнему был полон неиссякаемой творческой энергии.
Гойю влекут к себе прекрасные образы людей из народа. Он создаёт яркие полотна: «Кузнецы» (1819 год), «Водоноска» (1820 год) и другие.
Жизнь Гойи в обстановке королевского двора была невыносимой. Под предлогам лечения художник уезжает в 1824 году во Францию и обосновывается в Бордо - центре передовой испанской эмиграции. До конца своей жизни, совсем глухой, почти слепой, художник продолжает плодотворно работать. 16 апреля 1828 года Гойя скончался.
В нашей стране жизнеутверждающее, героическое по духу творчество Гойи, одного из основоположников европейского реалистического искусства, всегда пользовалось заслуженной известностью.
В. В. Стасов писал, что «...со стороны правды, естественности, глубокой мысли, горячего чувства, национальности и историчности, Гойя... лучший и высший художник конца XVIII и начала XIX века».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.