Кто же они, эти люди, герои пьесы В. Минко «Не называя фамилий»?
После первых же реплик зритель приходит к убеждению, что подобных людей он встречал в жизни.
Да, говорит себе зритель, мне приходилось видеть такие уединённые дачки, обставленные с подлинным комфортом. Да, я где - то встречал и расчетливую Поэму Карловну, и её мать Диану Михайловну, и самого отца семейства Карло Карповича - зазнавшегося бюрократа. Когда на сцене подруга Поэмы Бэлла произносит: «Спасай! Меня посылают на село!» - и просит замолвить за неё словечко перед отцом, по залу проносится приглушённый шёпот. Сидевший рядом с нами юноша в форме железнодорожника сказал соседке:
- У нас в министерстве одна девица тоже, как эта Бэлла, от периферии в секретаршах спасается...
Эта непосредственная, живая связь зрительного зала со сценой нарастает с каждой картиной, с приходом каждого нового героя.
С первой же картины действие развивается стремительно. В красивой девушке, носящей вычурное имя - Поэма, зритель узнаёт избалованную дочь заместителя министра Карло Карповича. Окончив медицинский институт, Поэма Карловна отказывается ехать на работу в сельскую больницу. У неё одна мечта: повыгоднее выйти замуж, непременно остаться в Киеве, вести «светский» образ жизни, не работать, быть иждивенкой мужа.
У Поэмы нет недостатка в женихах. Она красива, мила, когда ей хочется, может даже притвориться влюблённой и, на первый взгляд, разносторонне образованна. Но сквозь напускную благовоспитанность проглядывает расчётливый цинизм изнеженной маменькиной дочки. Своему первому жениху, молодому агроному Василю Нетудыхате, на его предложение ехать вместе с ним в Полтаву она презрительно отвечает:
«Из Киева не уеду. Всё!...»
Отвергнув «невыгодного» жениха, Поэма быстро «влюбляется» в инженера Максима Кочубея. Но и в этой «любви» есть свой расчёт. Максим - талантливый строитель, возводит новые здания на Крещатике, в центре Киева. Девушку прельщает блестящее будущее Кочубея. И она приветлива с ним до тех пор, пока не узнаёт, что его переводят на работу в район Каховки. Сбросив месту влюблённости, Поэма наотрез отказывается разделить судьбу своего нового друга.
Картина за картиной раскрывают перед нами жизнь Поэмы Карловны, никчёмную и пустую. Но вот, кажется, ей повезло! Она нашла, наконец, человека по душе, чьи взгляды близки её взглядам. Это Жора Поцелуйко, молодой инженер, избравший так же, как и Поэма, лёгкий путь в жизни. Но мечтам девушки не суждено сбыться: её жениха... арестовывают за мошенничество и спекуляцию.
Последовательно и беспощадно, с хорошим сатирическим мастерством драматург развенчивает своих «героев». Рушится благополучие Поэмы: с поста заместителя министра снимают её отца, и он вместе с Дианой Михайловной уезжает на работу в Полтаву. Дочь и здесь остаётся верна себе: она не хочет вместе с родителями покидать Киев, а идёт работать регистратором в один из киевских районных загсов.
В последней картине пьесы убедительно показан весь трагизм судьбы Поэмы. Раздражённая и озлобленная, потерявшая всякую надежду быть счастливой, ока вынуждена регистрировать счастье других.
Здесь, в загсе, в солнечный летний день перед зрителем проходят уже знакомые ему герои. Вот Василь Нетудыхате. Радостный и возбуждённый, агроном сегодня регистрирует рождение своего первого сына, Тараса. Василь за эти годы стал лауреатом Сталинской премии, знатным человеком. Поэма вне себя от зависти и бессильного гнева. Навсегда упущен такой жених! И всю свою злобу она обрушивает на мать, которая приехала проведать её из Полтавы:
«А кто меня поссорил с Нетудыхатой? Кто издевался: помидорный жених! Кому не нравилась даже его фамилия - Нетудыхате! А получилось - тудыхата!»
Ещё один удар постигает девушку: вместе со своей невестой, двоюродной сестрой Поэмы - Галей, в загсе появляется Максим Кочубей.
Без излишней риторики В. Минко сумел развенчать сущность мещанского «благополучия» Поэмы. В своём разоблачении он пошёл ещё дальше, показав истоки её духовной пустоты. Воспитанная матерью в мещанском духе, Поэма не может понять, что счастье советского человека прежде всего в труде. Таких семей, как семья Карло Карповича, не так уж много, но зато в зрительном зале наверняка найдутся родители, которым придётся серьёзно призадуматься над тем, правильно ли они воспитывают своих детей.
В работе режиссёра В. Бортко, осуществившего постановку пьесы «Не называл фамилий» в Московском драматическом театре, не чувствуется нажима и комикования, которые подчас встречаются у иных наших постановщиков комедий. Непосредственность и простота самого произведения хорошо и с большим тактом перенесены на сцену.
Немало в спектакле и актёрских удач. Несомненно, значительной работой в «творческой жизни артистки 3. Кузнецовой является создание образа Поэмы. Сначала Поэма предстаёт перед зрителем как мечтательная, так сказать, подающая надежды девушка. Верится в то, что в неё могли влюбиться даже такие хорошие люди, как Василь Нетудыхата и Максим Кочубей. Но постепенно происходит развенчание героини. В её голосе появляются нотки скрытой раздражительности, потом она грубит и, наконец, переходит к открытому цинизму. Поэма терпит жестокое поражение. Но она не хочет признаться в этом. 3. Кузнецова правильно наделяет свою героиню чертами позёрства, нежеланием осознать то, что с ней произошло.
Отца Поэмы Карло Карповича артист Г. Шамшурин показывает человеком зазнавшимся, попавшим под влияние своей жены - мещанки. Детей он воспитывает барчуками. Его самодовольство и барственное пренебрежение к окружающим передаются дочери. Артист Шамшурин тонко разоблачает бюрократа и «сановника», дни которого на посту заместителя министра уже сочтены.
Корень зла кроется в матери Поэмы Диане Михайловне, которая когда - то носила простое и хорошее имя - Дарья. Превратившаяся в ограниченную обывательницу, Диана Михайловна раболепно низкопоклонствует перед всем иностранным. Даже сына своего Ванько она зовёт не иначе, как Жанек.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 175-летию со дня рождения Г. Квитка-Основьяненко