Всемирный Совет Мира призвал все народы принять участие в чествовании в 1952 году памяти выдающегося учёного Востока, уроженца Бухары Ибн-Сины (Авиценны), который жил около тысячи лет тому назад. Ибн-Сина - один из наиболее выдающихся учёных нашей Родины.
В конце X - начале XI века, когда жил Ибн-Сина, в Средней Азии происходили народные восстания, беспрерывные междоусобицы и династические войны.
Вместе с тем в то время народы Средней Азии создали средневековую культуру, которая достигла высокого развития. Быстрому общественно-хозяйственному развитию благоприятствовало существование независимого государства Саманидов, которое образовалось во второй половине IX века нашей эры. Основным населением этого государства были предки таджиков, узбеков и других народов, населяющих ныне советские республики Средней Азии.
Отец Ибн-Сины был родом из древнего таджикского города Балха. Из Балха он приехал в Бухару, столицу Саманидов, получил назначение на эмирскую службу и, поселившись в селении Афшана, неподалёку, от Бухары, женился там на девушке с таджикским именем Ситора. В этом селении и родился будущий великий учёный Ибн-Сина.
Когда мальчик подрос, его отец вместе со всей семьёй перебрался в Бухару. Там он отдал своего сына в начальную мусульманскую школу «мактаб», где тот впервые обнаружил поразительные способности.
В начальной школе Ибн-Сина учился до десятилетнего возраста. Дальнейшее образование он получил у отдельных учителей, которые обучали его главным образом светским наукам. У одного он почерпнул начальные знания по математике и ознакомился с индийской системой счёта, у другого изучал фикх (мусульманское законоведение, основанное на религиозных положениях).
Затем отец Ибн-Сины пригласил приехавшего в то время в Бухару странствующего учёного к себе в дом, чтобы тот занимался с мальчикам логикой, философией, геометрией и другими науками. Однако вскоре ученик превзошёл своего учителя. Мальчик продолжал изучать логику, физику, астрономию и другие науки, но уже совершенно самостоятельно, затем он принялся за изучение медицины. Он познакомился с сочинениями великих врачей древности - Гиппократа и Галена - и с медицинскими трудами, написанными восточными учёными. Овладев знаниями, Ибн-Сина начал применять их на практике, лечить людей. Вскоре о поразительных успехах молодого врача заговорил весь город.
В возрасте 16-17 лет Ибн-Сина уже вполне сформировался как учёный и обладал глубокими познаниями во многих науках. Он прочитал труды древнегреческих философов по переводам их произведений на арабский язык.
Вскоре после падения государства Саманидов и захвата Бухары (в 999 году) иноземными захватчиками учёный вынужден был покинуть свой родной город. Он отправился в город Ургенч, столицу Хорезма, правитель которого собрал вокруг себя много видных учёных того времени.
'Но в Хорезме Ибн-Сине не пришлось «пробыть долго: ему угрожала опасность попасть в руки жестокого деспота Махмуда, султана Газяийского, который всё ближе подбирался к Хорезму, собираясь захватить эту богатую страну.
Вся жизнь ученого после отъезда его из Хорезма прошла в скитаниях на чужбине. Он вынужден был переходить из одного феодального княжества в другое; жизнь его не раз подвергалась серьёзной опасности. Рукописи многих его сочинений были утрачены во времена феодальных войн и усобиц. Часто он бывал вынужден скрываться под чужим именем, ему пришлось испытать и тяжёлую судьбу узника.
Свои научные произведения Ибн-Сина начал писать, когда ему исполнился 21 год. В дальнейшем, как бы тяжело ему ни приходилось в годы скитаний на чужбине, он не прекращал своих занятий науками. Он написал множество трудоа. Считают, что их было около ста.
Он писал большие, энциклопедического характера произведения по философии, естественным наукам и медицине. Некоторые из них насчитывают более полутора тысяч страниц в рукописи. Из сохранившихся трудов Ибн-Сины наибольшей славой пользуются громадный свод медицинских знаний того времени «Канон», а также философское и естественнонаучное сочинение «Китаб-аш-Шифа» («Книга исцеления»). Большинство своих трудов Ибн-Сина написал на арабском языке, который в средние века на Востоке был языком науки, подобно латыни в средневековой Европе. Ибн-Сина был таджикским учёным. Он высоко ценил и горячо любил свой родной язык. На своём родном языке он написал несколько научных работ, основной из которых является «Дониш-нома» («Книга знания»). В этой книге Ибн-Сина ясным и простым стилем излагает логику, физику, астрономию, теорию музыки и метафизику. Значение этого труда в том, что автор его много сделал для выработки таджикской научной терминологии. В развитии таджикского языка Ибн-Сина также занимает видное место. Кроме научных работ на родном языке, он оставил замечательные стихи и является одним из создателей жанра философских четверостиший в таджикской поэзии.
«Канон» был одним из основных руководств, по которым проводилось медицинское обучение в Западной Европе с XIII до XVII века. Этот труд много раз переводился на латинский язык, а после изобретения книгопечатания выдержал очень большое число изданий в различных странах Европы.
Ибн-сина сделал многое для развития знаний по анатомии человека. В частности, он первый дал верное описание мышц глаза. Считают, что принадлежащие ему объяснения менингита, апоплексии, язвы желудка, плеврита дают основание полагать, что, несмотря на религиозные запреты, Ибн-Сина часто производил вскрытия.
В своих философских работах учёный опирался на достижения крупнейших мыслителем древности, в основном на труды Аристотеля. Он был одним из наиболее выдающихся последователей Аристотеля в средние века и творчески развивал его философию.
При решении многих философских вопросов Ибн-Сина стремился опереться не только на знания, почерпнутые им из произведений своих предшественников, но также и на данные наблюдения и опыта, на свою богатую практику в медицине и в естественных науках. Он получил всемирную известность как величайший медик и один из крупнейших естествоиспытателей средних веков.
Как и Аристотель, Ибн-Сина не смог стать материалистом. Он не мог освободиться от оков религии, от предрассудков средневековья. Но он стремился к материализму, во многих вопросах близко к нему подходил и принимал некоторые важные материалистические положения.
Для учёного не было никаких сомнений в действительном существовании внешнего мира. Ибн-Сина признавал вечность мира, что противоречило религиозному взгляду, будто мир сотворен богом, и учению о том, что наступит конец света. Именно за это положение на Ибн-Сину нападали мусульманские богословы. Ибн-Сина не отказывался от веры в бога, признавая его причиной всего существующего, но он отводил ему роль лишь Первого толчка, после которого все конкретные явления в мире реальных вещей развиваются по естественным законам. Таким образом, богу в понимании Ибн-Сины придавалось значение, нисколько не устраивавшее богословов.
В условиях средневековья работы Ибн-Сины в области естественных наук, не отделявшихся тогда от медицины, имели очень большое значение, и влияние его трудов, известных по латинским переводам в Европе, на развитие знаний о природе было велико и плодотворно.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
«Седая девушка» Хэ Цзин-Чжи и Дин Ни в театре имени Евг. Вахтангова