Действие нового цикла романов Жоржи Амаду «Каменная стена» охватывает период начиная с фашистского государственного переворота в Бразилии в 1937 году и до наших дней.
Первый роман этого цикла - «Подземелья свободы» - посвящен борьбе бразильского народа за национальное освобождение, за мир, против империализма.
Ниже мы публикуем отрывок из этого романа.
К концу ночи пять машин отъехали от здания полицейского управления. Баррос дал указание агентам хорошенько вооружиться: трудно предвидеть, какое они встретят сопротивление. Пока автомобили пересекали спящий город, он продолжал задавать вопросы сидящему рядом с ним Камелеону, предателю, выдавшему местонахождение типографии.
Баррос опасался, как бы коммунисты не переехали в другое место, хотя и не представлял, как практически они могли бы это сделать: для этого у них было слишком мало времени. По крайней мере, печатные машины должны ещё оставаться на месте. Нельзя же за несколько дней перевезти типографию и заново установить её. Она была им нужна для печатания пропагандистского материала, который раздавали во время приезда Жетулио... Конечно, они сейчас снова печатают. Баррос уже представлял себе, какую выгоду он сможет извлечь из этой типографии, используя её для изготовления поддельных листовок. Выдавая свои лозунги за партийные, можно создать среди рабочих некоторое замешательство, - это полиции наружу. Он усмехнулся, думая об этом. Ему уже довелось такое проделать однажды в Рио-де-Жанейро, и результаты были блестящие. Конфискация и использование этой типографии будут его первой заслугой на посту комиссара полиции. Баррос докажет, что умеет не только избивать и уничтожать коммунистов, но кроме того способен применять более искусные методы, сочетающие жестокость с хитростью. Баррос докажет, что именно он и есть тот человек, который уничтожит партию в Сан-Паоло. Он сказал Камелеону:
- Если мы захватим эту типографию, я дам вам хорошее местечко в полиции. Слово Барроса...
Когда они миновали последние дома и выехали на шоссе, Камелеон стал показывать путь. Скоро они остановили машины недалеко от одного домика. Ночь была синяя, полная сладких запахов. С земли поднимался аромат влажных от росы кустарников. Казалось, вокруг всё спало. Баррос расставлял своих людей. Они окружили дом, прячась среди деревьев небольшого сада. Баррос говорил:
- Старайтесь не портить машины... Я хочу использовать типографию.
Двое полицейских с револьверами в руках подошли к двери. Один из них отрывисто и громко постучал несколько раз согнутыми пальцами. Не добившись ответа, он ударил рукояткой револьвера. Звуки ударов отдавались в ночной тишине. Подошёл Баррос:
- Надо как можно тише покончить с этой канителью. Тогда можно будет устроить засаду и взять всех, кто связан с типографией. Нужно, чтобы соседи ничего не заметили. Действуйте с умом... - Он сам постучал в дверь частыми, осторожными ударами. - Когда они откроют, постарайтесь войти и через задние двери. И забирайте оборудование, которое найдёте. А потом мы заполним город листовками, напечатанными полицией!
Услышав первые удары, старый Орест поднялся, тронул Жофри за плечо, чтобы его разбудить:
- Стучат...
Они прислушались. Юноша приподнялся и повернул голову к коридору:
- Они стучат рукояткой револьвера.»
- Это полиция, - сказал старик.
Жофри кивнул головой: «Да». Он уже стоял с револьвером. Его юное лицо как бы внезапно повзрослело. Теперь в дверь стучали лёгкими ударами, но слух метиса Жофри различал звуки шагов.
- Они окружают дом.
Орест также взял оружие и улыбнулся от возбуждения. Жофри кратко изложил основную задачу:
- Главное, чтобы ничто не попало в их руки - ни напечатанный материал, ни машины. Надо сделать так, чтобы они не смогли здесь устроить засаду...
«У Марианы привычка приходить сюда», - подумал Орест.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.