Игорь тихо притворил дверь и, стараясь не шуметь, прошел в комнату. Сестры не было дома. Мать готовила на кухне обед. Тяжело опустившись на стул, Игорь облокотился на подоконник, подпер голову кулаком, задумался.
С улицы доносился шум машин, во дворе кричали мальчишки, игравшие в футбол. Но все это как - то пролетало мимо ушей. Послышались шаги, в комнату вошла мать. Игорь съежился, точно хотел стать незаметным. Он не боялся предстоящего разговора, не трусил, но было жаль маму. Вот сейчас она подойдет, положит руку на плечо и спросит: «Ну, как?» Кажется, легче пересдать вновь все шесть экзаменов, чем ответить на этот вопрос... Сейчас начнутся упреки, вздохи, быть может, даже слезы...
Игорь чувствовал, что мать смотрит на него. «Ну, спрашивай, спрашивай скорей!» - мысленно торопил он, потому что молчать было еще тяжелее. Но мать ничего не сказала: взглянув на сумрачное лицо сына, она поняла все без слов.
В буфете звякнули чашки, мать взяла что - то и ушла.
Игорю вспомнились события двух последних месяцев. Вот в руках у него аттестат зрелости. Зрелость!... Слово - то какое значительное, обязывающее... Кончилась школьная пора. Игорь Вятское становился взрослым, начиналась новая жизнь. Какой - то она будет?.. Игорь решил поступить в Московский институт химического машиностроения... И вот сегодня итог. На всю жизнь останутся в памяти ровные столбики чужих фамилий на листке, вывешенном в коридоре института: «Зачислить студентами с 1 сентября 1954 года следующих...» Еще на что - то надеясь, веря в какое - то чудо, Игорь протолкался сквозь толпу к списку, торопливо начал читать. Вот окончились фамилии на «В», а себя он в списке не увидел. Может быть, пропустили и в конце вставили?.. Он внимательно просмотрел список до слов «Верно, секретарь...», потом снова перечитал все от начала до конца, но его фамилии нигде не было. Сходить к директору? - Но зачем себя обманывать? Разве не ясно было еще вчера? Надо набрать 26 очков из 30. А у него? Даже говорить стыдно! Он так и не признался дома, сколько набрал, только вздохнул тяжело:
- Мало... Очень мало...
И сейчас, сидя у окна, Игорь задавал себе вопросы и сам отвечал на них: «Что произошло? Случайность? Несправедливость? Нет, закономерность... Как учился? После пятерок иной раз двойки получал. Как вел себя? Одних выговоров сколько!... Почему не попал в институт? Нечего выдумывать, нечего успокаивать себя враньем! Из - за лени. Бесспорно!»
- Обедать будешь?
Игорь вздрогнул, обернулся. Мать поставила на стол тарелку с хлебом, посмотрела в глаза, но промолчала.
- Что же теперь делать? - не выдержал сын.
- Об этом надо было раньше думать...
- А теперь что, поздно?
- И теперь не поздно. Тебе жить, ты и решай!...
За две недели Игорь словно повзрослел на несколько лет. Исчезла прежняя беззаботность, с которой он «шагал по жизни». Раньше как - то привычно было думать: вот окончит он десять классов, а потом еще пять лет - и из него выйдет инженер. В действительности же все гораздо сложнее и вместе с тем гораздо проще. Оказывается, кончить среднюю школу вовсе не подвиг... Делать первые шаги в жизни без помощи мамы и папы, оказывается, куда труднее, чем писать сочинения и решать уравнения.
Среднее образование... А что, в сущности, он умеет? Что может? Как и чем жить дальше?
Однажды, возвратившись домой после прогулки, Игорь подошел к отцу:
- Папа! Ребята говорят, в Боткинском проезде открылось техническое училище специально для выпускников средних школ.
- А кого там готовят?
- Токарей - универсалов, чертежников - конструкторов. Забыл, кого еще. Тут у меня записано... Вот. Фрезеровщиков - универсалов, слесарей - сборщиков, электромонтажников, нормировщиков, слесарей - инструментальщиков...
- Я бы советовал учиться на токаря, - сказал отец. - И специальность хорошая и вообще...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.