Путевые заметки
Цейлон нередко называют жемчужиной Востока. И действительно, этот небольшой остров по богатству и разнообразию животного и растительного мира, по красоте гор, рек и долин, по исключительно благоприятным климатическим условиям - один из наиболее замечательных уголков нашей планеты.
В отличие от других островов, на которые нельзя попасть иначе, как только по воле или по воздуху, на Цейлон можно приехать также и поездом. Между индийским городом Дханушкоди, где оканчивается Южно - Индийская железная дорога, и цейлонским городком Талайманнар, расположенным на северо - западном побережье Цейлона, регулярно курсирует паром, который перевозит пассажиров из Индии на Цейлон и обратно. Ширина пролива в этом месте не превышает 30 километров.
Для того, чтобы сэкономить время, мы на Цейлон полетели самолетом. На аэродроме Ратмалана нам довелось увидеть самолеты американской, английской и индийской компаний, но ни одного цейлонского. Позднее мы узнали, что более года назад компания «Айр Цейлон» из - за сильной конкуренции более мощных американских и английских монополий была вынуждена прекратить свою деятельность на международных воздушных линиях.
Быстро преодолев на машине пятнадцатикилометровое расстояние, отделяющее аэродром от города, мы прибыли в Коломбо.
Для столицы Цейлона характерны контрасты. Они сразу же бросаются в глаза. Рядом с изысканной роскошью здесь уживается ничем не прикрытая нищета.
В центральной, деловой части города и около торгового порта расположены кварталы многоэтажных, европейского типа домов, в которых находятся конторы иностранных банков, компаний и фирм. Здесь много отелей, магазинов, ресторанов, памятников английским генерал - губернаторам...
Северная, утопающая в зелени часть города - район роскошных особняков иностранной и местной знати, различных клубов, площадок для спортивных игр.
Большая и лучшая часть города занята иностранцами или предоставлена им. Надо сказать, что они чувствуют себя в Коломбо настоящими хозяевами. Подавляющее большинство коренных жителей города, трудовой люд, живет в юго - восточной части города. Здесь узкие, грязные улицы, одноэтажные убогие жилища, в которых в невероятной тесноте ютятся семьи рабочих и ремесленников. В этом районе множество мелких лавочек, торгующих разнообразной смесью дешевых товаров - от бананов до бросовых импортных безделушек.
На улицах часто попадаются рикши. Но многие из них стоят у тротуаров без работы.
О господстве на Цейлоне иностранного капитала свидетельствует назойливая реклама различных фирм, буквально наводнившая Коломбо. Это плакаты, образцы товаров, светящиеся надписи. Однажды мы увидели даже... человека - рекламу. Посередине улицы на высоких ходулях в ярком костюме клоуна шел человек, держа в руках плакат: «Пользуйтесь бензином компании «Калтекс»!!! Цены снижены!!!»
Без умолку кричащая реклама свидетельствует также о значительном упадке торговли. Несколько месяцев назад газета «Тайме оф Цейлон» вынуждена была признать, что «в течение последних 15 месяцев индекс внешней торговли Цейлона упал с 123 до 60 пунктов (за 100 принят уровень 1934 - 1938 годов)».
Американские империалисты, пытаясь организовать блокаду Китайской Народной Республики, нарушили нормальные торговые связи между странами Юго - Восточной Азии и Китаем. Цейлон пострадал от американской блокады сильнее других стран. В 1952 году он стоял перед угрозой голода, так как США отказались покупать цейлонский каучук по общепринятым, справедливым ценам. Поэтому не представилось возможным приобрести рис и обеспечить этим первейшим продуктом питания 8 миллионов цейлонского населения.
Только великодушная помощь Китая спасла тогда Цейлон от неминуемого голода. В том же году между этими странами было заключено торговое соглашение о поставках Цейлону китайского риса в обмен на цейлонский каучук. Однако на пути дальнейшего расширения торговли между Цейлоном и странами демократического лагеря стоят американские монополии. Они используют всевозможные средства давления, не останавливаются даже перед угрозами применения репрессивных мер, чтобы принудить Цейлон не торговать со странами народной демократии.
От Коломбо до города Канди немногим больше 100 километров. Вначале дорога идет вдоль рисовых полей прибрежной части острова, но вскоре она поворачивает на северо - восток и начинает подниматься в горы. Перед нами возникают изумительные по красоте картины цейлонской природы.
Дорога делает крутые повороты, ныряя то и дело в тоннели, пересекая горные речки и ущелья. Параллельно автомобильному шоссе вьется железнодорожная линия Коломбо - Канди.
Часто мелькают расположенные вдоль дороги населенные пункты, небольшие деревушки, отдельные хижины.
Крестьянские хижины очень примитивны по своему устройству. Стены выложены из камня и обмазаны глиной. Окна, как правило, не застеклены, дверей нет, есть только дверные проемы. Печей в домах тоже нет; жилище служит только для того, чтобы укрыться от палящих лучей солнца или от тропических ливней; мебель почти отсутствует. Низкие топчаны, заменяющие кровати, несколько чурбаков вместо стульев, низенький столик - вот и вся обстановка. Жилая комната и помещение для скота находятся под одной крышей.
Канди расположен почти в центре Цейлона, среди гор, покрытых богатой тропической растительностью. В прошлом это была столица сингалезского королевства, а теперь Канди - небольшой городок, славящийся хорошим климатом и прекрасными видами природы, привлекающими сюда массу туристов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.