Есть плантации, принадлежащие и богатым цейлонским помещикам и капиталистам. Однако их гораздо меньше, и доход от них по сравнению с прибылями, которые выколачивают на Цейлоне английские колонизаторы, не так велик.
Проезжаем мимо скошенного рисового поля. Урожай собран, идет обмолот. Молотят рис самым примитивным способом: по разостланным на току снопам гоняют буйволов. Цейлонские крестьяне не знают машин, не применяют удобрений.
Когда - то, в древности, в Анурадхапуре была резиденция одного из могущественных правителей Цейлона. Здесь сохранилось много памятников того времени, дворцы, бассейны, храмы, усыпальницы. Они свидетельствуют о высокой культуре древнего Цейлона.
В Амурадхапуре находится самая большая на Цейлоне дагоба, или, иначе, ступа, высотою в 140 метров. Это - массивное сооружение из камня и кирпича в виде перевернутого купола с острым шпилем. В дни религиозных праздников сюда, к дагобе Анурадхапуры, стекаются тысячи буддистов со всех концов Цейлона.
Поздно вечером мы возвращались в Канди. Навстречу нам часто попадались своеобразно одетые жители острова. Мужчины носят не брюки, а нечто вроде юбки из дешевой белой хлопчатобумажной материи. У тех, кто побогаче, есть и рубашка и на ногах сандалеты. Женщины носят сари: это длинный, в 5 - 6 метров кусок яркой ткани, обернутый несколько раз вокруг тела. Короткая, туго облегающая фигуру кофточка завершает их наряд.
Нищета цейлонского народа кажется несовместимой с богатыми природными ресурсами и исключительно благоприятными климатическими условиями острова, который целиком находится в тропическом поясе. Здесь круглый год лето. В самый «холодный» зимний месяц, в январе, средняя дневная температура не бывает ниже +30°С. Обилие тепла, влаги и солнечных лучей способствует развитию пышной растительности.
Тропический климат позволяет собирать ежегодно три урожая риса и других зерновых культур. Здесь в одно и то же время можно наблюдать сев риса на одних полях, созревание его на других и уборку урожая на третьих.
Большие площади занимают плантации каучуковых деревьев, кокосовых пальм, чая. Разводятся также цитрусовые, абрикосы, манго, кофейные деревья, перец и другие южные культуры.
Несмотря на все эти щедрые дары природы, нищета и голод являются постоянными спутниками трудолюбивого народа Цейлона. Объясняется это тем, что иностранные капиталисты, захватившие огромные массивы плодородных земель, вывозят отсюда в больших количествах разнообразное ценное сырье, нещадно эксплуатируют и грабят цейлонцев.
Опасаясь усиления национально - освободительной борьбы, английское правительство в 1948 году предоставило Цейлону статус доминиона - самоуправляющейся колонии. Однако от перемены вывески существо колониальной зависимости Цейлона не изменилось.
Буржуазно - помещичьи круги Цейлона широко раскрывают двери для иностранного капитала, рассчитывая, что и им кое - что перепадет от эксплуатации природных ресурсов страны заокеанскими монополиями. Но народ Цейлона видит выход из нищеты и нужды в избавлении от пут иностранной колониальной эксплуатации, в установлении нормальных торговых отношений со всеми другими странами на основе равноправия и взаимной выгоды.
Интерес цейлонцев к Советскому Союзу необычайно велик. Каждое слово о жизни в СССР, о великом созидательном труде советского народа воспринимается трудовым людом с огромным вниманием.
Покидая Цейлон, мы уносили с собой восхищение этим изумительным по красоте островом и его замечательным народом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.