Богдан Хмельницкий

Ю Добряков| опубликовано в номере №640, январь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Горят костры у высоких стен замка магната Потоцкого. С ужасом и гневом смотрит народ, как солдаты заживо сжигают двух казаков, осмелившихся поднять голос протеста против захватчиков-шляхтичей. Но вот выше поднимаются головы, ярче вспыхивают глаза. Казаки, обреченные на мучительную смерть, запевают вольную песню о скором возмездии, и эту песню подхватывает весь народ.

Так начинается опера «Богдан Хмельницкий» в постановке Киевского государственного академического театра оперы и балета УССР имени Т. Г. Шевченко (авторы либретто - В. Василевская и А. Корнейчук, музыка К. Данькевича). Этот монументальный спектакль отображает одно из важнейших событий в истории нашей Родины - воссоединение Украины с Россией.

Главный герой оперы - народ, поднявшийся на освободительную борьбу с польско-шляхетскими захватчиками. Первая картина - у замка Потоцкого - изображает тяжкие страдания украинского народа под игом панской Польши, его несгибаемый дух, его готовность пойти на любые жертвы ради освобождения родной земли. Ярко показаны народные массы и в других сценах: в Запорожской сечи, куда Максим Кривонос призывает Хмельницкого, чтобы узнать его замыслы и встать под его знаменами; в битве под Желтыми Водами, где были разгромлены польско-шляхетские войска; в финале оперы, где украинцы ликуют, встречая послов Великой Руси.

Действие оперы охватывает большой период освободительной борьбы украинского народа в середине XVII века: от момента собирания сил и создания сильной и дисциплинированной армии под водительством Хмельницкого до исторической победы под Желтыми Водами и Переяславской Рады, на которой были осуществлены вековые чаяния украинского народа о вечном братском союзе с русским народом. В образе Богдана Хмельницкого отражены типические черты человека, вышедшего из народа и до конца преданного его интересам: верность Родине и воинскому долгу, беззаветная храбрость в бою и непримиримость к врагам, честность, прямодушие и неподкупность. Выразительно показана личная драма Хмельницкого, едва не ставшего жертвой своей жены Хелены - шпионки захватчиков.

Рядом с гетманом действуют его сподвижники: вожак восставших крестьян Максим Кривонос (народный артист СССР Б. Гмыря) и полковник Богун (народный артист УССР В. Борищенко).

Запоминаются заслуженная артистка УССР Н. Гончаренко - казачка-вдова Варвара, без колебания принимающая яд, предназначенный для Хмельницкого, чтобы открыть ему глаза на предательство Хелены; храбрый и бесшабашный дьяк Гаврило - народный артист УССР М. Роменский.

Музыка оперы эмоциональна и драматична. Музыкальная характеристика Богдана соответствует образу вождя народных масс. Вся она драматична в своей основе, а в сценах в Запорожской сечи и после военного совета достигает героического пафоса. Вместе с тем Богдан глубоко человечен; это особенно чувствуется в музыке после суда над Богуном и в сценах с Хеленой и Варварой. Партию Богдана превосходно исполняет народный артист СССР М. Гришко.

Особенно удачны в опере хоры. Композитор К. Данькевич бережно отобрал и тонко разработал украинские народные мелодии той эпохи. В них отразились боль и гнев народа, страдавшего под ненавистным ярмом, его свободолюбивые устремления, его мечты о будущем. Хоровые мелодии полны то глубокого драматизма, то тонкого юмора и задушевной лиричности. Музыкальную драматургию оперы венчает русское «Славься!».

Актерский коллектив театра, режиссер-постановщик народный артист СССР М. Крушельницкий, дирижер народный артист УССР В. Пирадов, хормейстер В. Колесник и художник А. Петрицкий создали спектакль, ставший крупным художественным явлением в жизни советского искусства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены