«Если я пойду домой, он и туда потащится», - подумала Лиза и решила пуститься на хитрость, остановилась возле проходного двора и оказала:
- Ну, все.
- Ты что, живешь здесь? Лиза кивнула головой.
- Могу зайти, - предложил Орехов. - Уж ежели так случилось, так я тебе все разъясню.
- Нет, нет, - испугалась Лиза, - нельзя. Я с тетей живу.
- Не съест же меня твоя тетя.
- Нет, нет, нельзя. - повторила Лиза.
- Слушайте, Лиза, - сказал Орехов, - можете хоть где угодно обо мне спросить. Сегодня в Доме культуры пищевой промышленности хороший концерт. У меня есть два билета. Пошли?
- Вы их не для меня брали, - сказала Лиза и побежала по двору, довольная, что сумела озадачить парня и отделаться от него.
Паркосовых не было дома. В кухне на столе лежала записка, написанная, как всегда, крупно, разборчиво: «Лиза! Мы придем поздно, если сможешь, свари суп и сделай котлеты на завтра. И прибери в комнатах. Вероника Николаевна».
Выражение «если сможешь» появилось недавно и было Лизе неприятно: подчеркивалось, что теперь Лиза - человек совершенно свободный: хочет - варит суп, хочет - не варит. А именно это всякий раз напоминало о ее зависимом положении. Но сегодня Лиза никакой обиды не почувствовала. «Все сделаю хорошо, пусть вспоминают меня добром», - подумала она и подбежала к окну.
Кто его знает, этого Орехова! Бывают же такие настойчивые... Может быть, догадался, что двор проходной. Но пыжиковой шапки нигде не было видно, и Лиза отошла от окна, пожав плечами: «Не догадался...»
Она отошла от окна и принялась за работу.
Настроение ее как-то странно упало. Завтра ей предстоит перебраться в общежитие. Значит, завтра и начнется новая жизнь? Та самая жизнь, о которой Лиза столько мечтала? Но вместо того, чтобы радоваться, она грустила, сама не зная, почему.
Лиза включила радио и принялась за уборку квартиры. В это время диктор сказал: «Передаем концерт из Дома культуры пищевой промышленности», - заиграл оркестр, и Лизе стало еще более грустно. На этот концерт ее и звал Федор Орехов... Ну вот еще, с первым встречным ходить на вечер!... Но разве Орехов - «первый встречный»? Человек, известный на заводе. Про автоматы он, конечно, правду сказал. Был такой разговор, это верно. Сидит сейчас с какой-нибудь девушкой. Мало ли их на заводе! И не с такой простушкой, как Андреева Лиза, а может быть, с Люськой Морозовой...
Лизу как варом обожгло: так ясно она представила себе Люсю Морозову в джемпере и в спортивной шапочке... Она подошла к большому зеркалу, внимательно осмотрела себя. В конце концов, все можно наладить.
Она заставляла себя думать о будущем, а вместо этого думала о прошлом.
Конечно, многое изменилось с тех пор, как Лиза начала работать на заводе. Это так. Но она стыдилась, что живет у старых хозяев, - не совсем домработница, но что-то вроде этого - и, чтобы избежать расспросов, держалась особняком. Она и в отделе кадров сказала, что живет у родственников.
Вспоминала Лиза и свою жизнь у Паркосовых. Жить было не трудно, но очень тревожно: боялась, что ее никуда не возьмут на производство. «В наши дни, Лиза, без образования нельзя», - не раз говорил ей Алексей Дмитриевич. Вероника Николаевна определила Лизу на курсы кройки и шитья, и месяца два Лиза мечтала стать портнихой. Но как нарочно часы занятий на курсах совпадали с какими-нибудь неотложными домашними делами, и пришлось бросить. Тайком от Паркосовых она пробовала устроиться кондуктором, но в последний момент отступила: побоялась ответственности - все-таки деньги.
Вспоминала Лиза и раннее детство, свою жизнь в Дачном. Тогда ей было очень хорошо. Была жива мать, заботилась о Лизе, и хоть жили Андреевы небогато, но очень красиво. Светлые обои - гирлянды и вазы, вазы и гирлянды - и много цветов в кадках) на полу и на подоконнике... А потом началась страшная пора. Первого сентября Лиза пошла в школу, а семнадцатого немцы разбомбили их дом. Все погибло, и только она, Лиза, спаслась. Ее взяла к себе тетка Евдокия Ермолаевна, не родная тетка, а «тетя Дуся», двоюродная сестра отца. Лиза до сих пор помнила запах ее комнаты - смешанный запах нафталина, лаврового листа и валерьяновых капель.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.