На солнечной стороне

Елена Верейская| опубликовано в номере №551, май 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

В один из ликующе - солнечных весенних дней, которые особенно хороши в Ленинграде. Катя с Наташей шли по Университетской набережной. Они встретились в трамвае случайно и решили сойти у Дворцового моста, чтобы прогуляться вместе до дома.

Катя оживлённо рассказывала о своих институтских делах, но Наташа слушала её рассеянно. Она то и дело останавливалась и изучающим взглядом рассматривала наклеенные на стенах плакаты. Их было тан много, этих красочных плакатов, и со всех смотрели на прохожих бодрые, энергичные лица советских людей. Освещенные ярким полуденным солнцем, плакаты придавали улице праздничный вид, Катя просунула руку под наташин локоть и крепко прижала его к себе.

- Да ты же не слушаешь меня! - сказала она с ласковой укоризной. - Художница! Только бы ей произведения искусства смотреть!

- Н - нет... - медленно произнесла Наташа. - Я смотрю на эти плакаты сейчас совсем не с точки зрения художницы. Я тебе больше скажу: есть одни плакат, мимо которого я не могу пройти спокойно. И он как раз даже не рисунок, а фотомонтаж...

- Знаю! - воскликнула Катя. - Знаю, о чём ты говоришь! Сама я тоже... да постой! Вон он, на следующем доме!

Они ускорили шаг и остановились перед одним из нескольких - очень разных - плакатов на стене здания Академии наук.

- Этот? - почему - то шёпотом спросила Катя.

Наташа молча кивнула головой.

- Я так и думала. Да! Это, знаешь... - и Катя умолкла.

Девушки несколько минут безмолвно глядели на плакат. Это был большой лист, разделённый вертикально на две части. На левой стороне, над красной подписью «При социализме нет места безработице», двое советских рабочих внимательно рассматривали небольшую деталь какой - то машины. Тот, который держал её в руках, - по – видимому, старший - глядел на неё с лёгкой улыбкой, с тем смешанным выражением удовлетворённости и гордости, с каким учитель обычно смотрит на отличную работу ученика. Рядом стоял младший, тоже глядел на деталь, но не улыбался. Сразу становилось понятно: он только что закончил работу над этой деталью и вот стоит и с волнением ждёт оценки от своего начальника и учителя.

Радостной увлечённостью трудом, уверенностью в своих силах, миром веяло от этой простой и обычной сценки.

Но девушки, не отрываясь, смотрели на правую часть плаката. Под нею чёрными буквами стояло: «При капитализме миллионы безработных рук». А над этой подписью прямо на зрителя исподлобья глядел человек. На груди его висела дощечка: «Согласен на любую работу!» Руки человека - ладонями вверх - протянуты вперёд, и пальцы их концами своими выходят из рамки картины.

- Я не могу спокойно смотреть на этот плакат, - взволнованно заговорила Наташа, - ты вглядись в это лицо...

- Жуткое лицо... - прошептала Катя.

- Страшнее, чем жуткое! Ты представляешь себе, что на душе у него сейчас?.. Знаешь. Катя... хочешь. я расскажу тебе про этого человека? Мне кажется, я уже знаю о нём всё - воё...

- Фантазёрка ты... - тихо, без тени улыбки произнесла Катя И крепче прижала к себе наташин локоть.

- Пусть фантазёрка, - Наташа досадливо дёрнула головой, - тут же и фантазии не надо, чтоб понять... Разве ты не видишь, сколько в этом лице и оскорблённого человеческого достоинства, и гордости, и в то же время горечи и безысходного отчаяния? Смотри! - она подошла ближе к плакату. - Вглядись в его глаза! Ты видишь, каких страшных усилий стоит ему сдержать свою ненависть! Справедливую, святую ненависть! Вот он стоит, - горячо продолжала Наташа, - и протягивает руки... Показывает свои ладони. Здоровые, умелые руки молодого мужчины... Эти руки истосковались по работе. По любой работе! Смотри, они гладкие, без мозолей. Ну, дайте же им работы! Какой угодно!... А вон те - сытые. жирные, в цилиндрах, - вон, видишь, те. в глубине?.. Идут они мимо и дела им нет до него. А он стоит и думает: «Что же дальше?...» А дома у него ждёт жена...

- Тоже безработная, - тихо подсказала Катя.

- Тоже безработная. - повторила Наташа. - и двое детей. Голодные. Как страшно ненавидит он тех вон... акул!... А хочешь, я расскажу про них. - Наташа говорила гневно, всё больше увлекаясь. - Вон тот - видишь справа - подходит к автомобилю с женой. До чего же она довольна, смотри! Он сегодня подарил ей ещё одно брильянтовое ожерелье. А деньги на него он выручил за протухшие консервы, которые будут есть голодные дети в Европе... А вон тот, который идёт через улицу... О, он озабочен! Он думает: «А вдруг не будет войны! Вот ужас!» Не будет войны - это же для него разорение!... И ещё он очень волнуется, точно ли исполнят его приказание утопить в океане столько - то тонн картошки и чернослива... Как бы безработные не ухитрились стащить сколько - нибудь... - Наташа глубоко передохнула. - Катюша, как должно быть страшно там жить!

- Страшно, Наташа! - Катя тоже глубоко вздохнула. - Звериная жизнь какая - то... Ой. Наташа! А у нас - то зато!...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены