Весной 1943 года в Ереванском театре оперы и балета шёл балет А. Хачатуряна «Гаянэ». Лилась музыка, шуршали платья танцовщиц, по залу то и дело прокатывался гул аплодисментов. За сценой, в одном из тихих коридоров, одиноко сидел театральный статист, юноша лет четырнадцати, сказочно наряженный. Ожидая выхода на сцену, мальчик сидел неподвижно, опустив голову. Он спал. Рядом, на диване, лежала книга.
Проходившие мимо артисты остановились и окружили заснувшего. Хорошо бы подшутить над «спящим красавцем»! Кто - то подобрал книгу и с удивлением прочитал: «Теория интегральных и дифференциальных исчислений».
Так вот что читает юный статист!
В тот же вечер в театральной среде стало известно, что Серёжа Мергелян, школьник седьмого класса, интересуется высшей математикой. С этих пор его стали называть не иначе, как «Математик».
Кличка «Математик», произносимая то иронически, то сочувственно, очень смущала юношу. Он бросил сцену.
Осенью того же года в школе имени Муравяна происходила олимпиада юных математиков. В соревновании принимали участие ученики десятых классов. За час до открытия олимпиады в зале разнёсся слух: к участию допущен восьмиклассник Сергей Мергелян, которому шёл только пятнадцатый год.
- Протестуем, - заявили десятиклассники. - Кто допустил его к соревнованию? Это - нарушение правил!
Вмешался директор школы.
- Успокойтесь, друзья, - увещевал он ребят, - мы не случайно сделали такое исключение. Мергелян - очень способный ученик...
Олимпиада началась. Почти два часа стояла в зале мёртвая тишина. Математическая задача была очень сложная и требовала серьёзных знаний. Долго никто не объявлял о решении задачи. Председатель жюри обратил внимание на Серёжу Мергеляна: мальчик сидел, опустив руки, и задумчиво смотрел в окно.
- Что, Мергелян, трудно? Серёжа спокойно поднялся:
- Задачу я решил.
Задача была решена правильно. Сергей Мергелян был признан победителем олимпиады.
- Как тебе удалось это? - спрашивали ученики. - Откуда у тебя эти знания?
- Я дома немного занимаюсь.
Сергей Мергелян несколько преуменьшил свой интерес к математике. В действительности, излюбленному предмету он отдавал весь свой досуг. Курс девятого и десятого классов по математике им был давно уже усвоен. Тогда он тайком от родителей и педагогов принялся за изучение высшей математики. Однако увлечение это не шло в ущерб другим дисциплинам: Сергей был лучшим учеником в классе по всем предметам.
Участие в олимпиаде решило судьбу юного математика. Серёжа твёрдо решил посвятить себя любимой науке. Часами просиживал он в библиотеках, углубившись в математические журналы и учебники, пробирался на лекции для студентов.
Однажды - это было осенью 1944 года - Мергелян обратился! к директору школы с просьбой разрешить ему сдать экзамены за 9 - й и 10 - й классы сразу. Педагогический совет школы решил отступить от правил и разрешил способному юноше досрочно держать экзамен на аттестат зрелости. Мергелян блестяще выдержал испытания и в ту же осень был принят на первый курс Ереванского университета имени В. М. Молотова.
Ещё до конца первого учебного года Мергелян сдаёт экзамены за первый и второй курсы и осенью 1945 года становится студентом третьего курса. За успехи в учёбе ему назначается сталинская стипендия. Мергеляну не было тогда и семнадцати лет.
Выдающиеся способности комсомольца Мергеляна заинтересовали известного армянского учёного академика А. Шагиняна. Академик охотно занимается с юношей вне стен университета. В том же году Сергей Мергелян начинает работать в математической секции Академии наук Армянской ССР в качестве младшего научного сотрудника.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 50-летию забастовки в главных тифлисских железнодорожных мастерских
Отклики читателей на рассказ (см. «Смену» №№ 10, 11, 12)