О прошлом и настоящем

Л Попов| опубликовано в номере №549, апрель 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

А. М. Горький как - то указывал, насколько важно для советской молодёжи познание прошлого, чтобы глубоко, по - настоящему понять величие сегодняшних наших дней, добытое отцами в долгой и суровой борьбе.

С этой точки зрения небольшой русский город Павлово - на - Оке представляет несомненный интерес. И вовсе не потому, что Павлово чем - то особенным отличается от других маленьких городов великой нашей страны. Напротив, это такой же город, как и тысячи других, но именно поэтому он и характерен для показа крупнейших социальных перемен, происшедших на нашей земле.

Павлово исстари славится своими кустарными промыслами по обработке металлов. Существует ряд исследований этих промыслов и среди них очень интересные исследования экономиста Григорьева, друга писателя Короленко. Ссылаясь на эти исследования, В. И. Ленин в своём классическом труде «Развитие капитализма в России» обосновал безвыходность положения кустарей, наглядно показал их мнимую самостоятельность. Чтобы окончательно не пойти ко дну, павловский кустарь, как писал Ленин, «защищает себя от падения такими средствами, от употребления которых он падает гораздо ниже, чем наёмный рабочий. Эти средства - удлинение рабочего дня, понижение жизненного уровня и уровня потребностей».

«Пусть вспомнит также читатель, - писал Ленин, - знаменитый павловский «забор», «промен», «заклад жён» и тому подобные виды кабалы и личного унижения, которыми придавлен quasi - самостоятельный мелкий производитель».

Не мог улучшить положение кустаря и рост капиталистических мануфактур. Ленин приводит в качестве примера заведение Завьяловых. Здесь изготовление перочинного ножа проходило через 8 - 9 рук. Но это разделение труда лишь вело к уродованию и калечению рабочего, в том числе и детальщика - «кустаря».

Ленин писал:

«Появляются виртуозы и калеки разделения труда, первые - как редкостные единицы, возбуждающие изумление исследователей; вторые - как массовое появление «кустарей» слабогрудых, с непомерно развитыми руками, с «односторонней горбатостью» и т. д., и т. д.».

Тут же Ильич приводит два следующих примера.

Знаменитый павловский замочник Хворов делал замки по 24 штуки на золотник; отдельные части таких замков доходили до величины булавочной головки. Но вот другой пример - уже не редкостного, а массового явления. Ленин цитирует характеристику павловских кустарей, данную Григорьевым:

«Мне встретился один из таких рабочих..., работающий 6 лет у одних и тех же тисков и простоявший своей голой левой ногой углубление больше чем в полтолщины половой доски; он с горькой иронией говорил, что хозяин хочет прогнать его, когда он простоит доску насквозь».

Потрясающую картину рабского труда и быта павловских рабочих - кустарей нарисовал в своих известных «Павловских очерках» писатель Владимир Галактионович Короленко. Он воссоздал подлинно социальную драму неравной борьбы кустарей с наступающим капиталом. Короленко не понимал классовой природы этой борьбы, но чутьём честного художника уловил «логику» в борьбе скупщика и кустаря. «Конкуренция - пресс, - писал Короленко - Кустарь - материал, лежащий под прессом, скупщик - винт, которым пресс нажимается». Очерки Короленко кончаются суровой картиной гибели кустарей.

Совершенно ясно, что павловчане не вышли бы из беспросветной нужды, бесправия, дикого произвола «власть имущих», если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция, если бы не Ленин и Сталин, партия большевиков.

Нет больше и никогда не будет нищего, грязного селения Павлова! Нет больше нечеловеческой эксплуатации, уродующей не только тело, но и душу человека!

Есть город Павлово, советский город, маленькая, но органическая частица нашей великой Родины, и он живёт такой же содержательной, кипучей и насыщенной жизнью, как и вся наша страна; его так же озаряют и согревают лучи солнца Сталинской Конституции, как и всю советскую землю; в нём живут такие же советские люди, как и в Москве, Ленинграде, на Дальнем Востоке и на Юге, и вместе со всем советским народом они активно участвуют в строительстве нового, коммунистического общества, отдавая этому все свои силы, знания, порывы своего сердца.

Советское Павлово - это крупный индустриальный район, это большие государственные заводы, механизированные кооперативные предприятия, это полтора десятка общеобразовательных и специальных учебных заведений.

Наше родное советское правительство и большевистская партия проявляют много заботы о павловчанах. Только за последние годы, уже после войны, выросли большие дома на улицах Чапаева, Шмидта, Крупской, Куйбышева, открыта новая больница, средняя школа. У павловчан есть свой драматический театр с хорошей труппой, большой кинотеатр. Свой досуг взрослые и юные горожане проводят в летних садах, на спортивных площадках, в библиотеках и клубах.

И это там, где до революции, как свидетельствуют официальные данные, была всего одна - единственная библиотека, где «культурные учреждения» состояли из 10 церквей и 21 кабака...

Заводы Павлова всё более механизируются. Облегчается труд рабочих. Исключительную помощь оказывает партия кустарям, ныне объединённым в кооперативные предприятия. Многие отрасли производства переведены и переводятся на поток. Социалистические методы труда сделали труд кустаря радостным, творческим.

В условиях советского строя расцвели раскрепощённые творческие силы народа, небывалого развития и размаха достигло традиционное мастерство павловчан. Где чернели убогие лачуги кустарей, теперь сверкают на солнце высокие, светлые и просторные корпуса заводских цехов; допотопные горны заменены электрическими печами; на смену ножовке и молотку пришли совершеннейшие токарные и фрезерные станки, сложные штампы, паровые «молоты. Овладевшая современной техникой молодёжь бережно хранит и множит трудовую славу своих отцов и дедов.

Не одиночками - виртуозами и массой калек знамениты теперь павловские промыслы, а сотнями знатных фамилий стахановцев, таких, как Н. Тестов, Н. Сумароков, Е. Юрова, А. Марченкова, А. Денисов, Т. Ермакова, и многими другими, прославляющими своими патриотическими делами родной город.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены