812 дней продолжался дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» через Северный Ледовитый океан. Три зимовки в дрейфующих льдах провели седовцы, борясь с арктической стихией, в труднейших условиях производились разнообразные наблюдения, обогатившие советскую науку новыми данными о Центральном полярном бассейне.
13 января 1940 года - десять лет назад - к борту «Седова» пришвартовался посланник Родины - флагманский ледокол Арктического флота «И. Сталин», и дрейф наш был окончен.
Долгое время мы были вдалеке от родной страны, но одинокими мы никогда себя не чувствовали. Тысячи невидимых, но прочных нитей связывали нас с нашим великим народом. Мы знали, что со всеми трудящимися нашей Родины выполняем одну и ту же задачу - вместе строим наше социалистическое государство. Советских людей, выполняющих задание Родины, задание Сталина, не страшат никакие трудности.
Мы были уверены, что если попадём в беду, Родина, партия, великий Сталин не оставят нас и, когда понадобится протянут руку помощи.
Экипаж «Седова» был составлен из самых различных по квалификации и по характеру людей. Но все мы работали дружно, не смущаясь неизбежными неудачами. Порой, когда из - за какого - нибудь сорванного болта или негодной проволоки в десятый или пятнадцатый раз срывалось задуманное дело, у некоторых из нас буквально опускались руки. Но стоило вспомнить, с каким вниманием следит за нашим дрейфом вся страна, стоило перечитать тёплые радиограммы с Большой земли, и люди словно возрождались. Особенно большое впечатление произвели на нас приветствия от товарища Сталина и товарища Молотова.
Это доверие, оказанное нашему коллективу, бодрило нас, придавало силы, помогало бороться со стихией н отражать её удары.
Большим и ярким праздником был для нас день 11 декабря 1937 года. В этот день мы слушали товарища Сталина, выступавшего с речью перед избирателями Сталинского округа Москвы.
Мы всю ночь ждали этой минуты. И она наступила. Вахтенный, хотя все уже были давно на ногах, бегал по коридору и стучал в двери кают:
- Послушайте! Будет говорить товарищ Сталин!...
И вот мы услышали негромкий голос вождя. Казалось, он говорит совсем рядом, запросто, по - дружески беседует с нами, зимовщиками дрейфующего судна.
Я взглянул на своих товарищей. Глаза у всех горели, лица сияли. Все мы выглядели, как люди, получившие подарок, о котором мечтали всю жизнь.
... Давно уже умолкли репродукторы, а мы всё не расходились. Хотелось коллективно продумать мудрые сталинские слова и ещё раз пережить замечательное ощущение самой тесной и непосредственной близости к вождю, который подсказал и нем, как должны мы вести себя в борьбе с жестокой стихией, чтобы не уронить, не запятнать высокое достоинство советского человека и гражданина.
На всю жизнь запомнится и день первой годовщины нашего дрейфа.
Из Всесоюзного радиокомитета нам сообщили, что специально для нас устраивается радиопередача. В час ночи начался концерт, составленный по нашим заявкам. Это была для нас большая радость.
Но заботливая Родина приготовила нам ещё более драгоценный подарок.
24 октября, в 9 часов, Александр Полянский, закончив своё дежурство, передал смену Николаю Бекасову, а сам отправился спать. Но только он заснул, как его стал энергично тормошить Бекасов.
Полянский вскочил:
- В чём дело? Сжатие началось?
- Нет, - ответил взволнованный Бекасов. - Челюскин вызывает к аппарату старшего радиста. Есть важная телеграмма.
Полянский не на шутку встревожился: что могло произойти?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.