В журнале «Смена» печатается много рассказов начинающих авторов. Что представляют собой эти рассказы, в каком направлении работают молодые литераторы «Смены»? Этому вопросу и было посвящено майское совещание прозаиков в редакции «Смены».
В работе совещания приняли участие В. Лидии, Г. Дмитриев, Л. Подвойский, А. Медников, Б. Евгеньев, Г. Абрамов, Г. Друцкой и другие. На совещании были подвергнуты критическому разбору рассказы, напечатанные в последних номерах журнала «Смена».
- Большинство напечатанных рассказов, - заявил в своём обзоре Б. Евгеньев, - объединяет прежде всего общность темы. Темой этой является послевоенная жизнь нашей страны, строительство сталинской пятилетки. Авторы рассказов стремятся раскрыть новые моральные качества советских людей, новые взаимоотношения, характерные для нашего времени и вскрывающие основу наших новых, социалистических отношений.
Б. Евгеньев признаёт значительной творческой удачей рассказы Г. Дмитриева и А. Шишова. Рассказ Г. Дмитриева «Отцовская гордость» («Смена» № 6) отличается большой конкретностью писательского видения, умелым отбором деталей. В рассказе всё выглядит просто, но простыми средствами автор правильно, свежо, по - современному решает большую и важную тему.
В рассказе А. Шишова «Девушки сеяли лён» (№ 7) изображены те же будни нашей советской действительности. Однако в этих буднях автором отобрано благородное и глубокое содержание. Автор решает тему с большим эстетическим тактом.
Однако далеко не всем авторам, чьи рассказы опубликованы на страницах журнала, удаётся найти точное художественное разрешение правильно избранной темы.
Рассказ А. Медникова «Немеркнущий факел» (№ 2), по замечанию Б. Евгеньева, хотя и написан с большим внутренним волнением, но его героям недостаёт жизненной человеческой полноты. Все эмоции героев рассказа связаны только с производством. Этим автор обедняет характеры советских людей.
В. Лидии в своём выступлении отметил, что редакция при опубликовании рассказов молодых литераторов иногда руководствуется только необходимостью темы и не проявляет достаточной требовательности к художественной форме. Надо учить молодых литераторов видеть в своих произведениях искусство, заявил он; редакция должна больше работать с авторами над произведениями.
Хорошо увиденное в жизни, сказал А. Медников, даёт о себе знать и поднимает рассказ. По мнению писателя, редакции следует организовать командировки литераторов на заводы, на стройки, в колхозы.
Г. Дмитриев, Л. Подвойский, Г. Абрамов и другие указывали на узость тематики журнала. Жизнь советского человека, жизнь нашей молодёжи широка и многогранна. Нужно больше писать и о спорте, об охоте, о путешествиях, о любви, о дружбе, о семье, о науке, искусстве, о культуре, о молодой советской интеллигенции и т. д.
К самой производственной тематике, которой, безусловно, должна принадлежать доминирующая роль, не следует подходить узко, примитивно, скажем, только с точки зрения выполнения плана. Производственная жизнь, вообще трудовая деятельность - это необычайно широкое поприще, на котором наиболее полно и рельефно раскрывается человек. Здесь неограниченная возможность в выборе тем и их интерпретации. Чем шире будет круг тематики, чем разнообразнее начнёт проявляться творческая индивидуальность авторов, тем богаче и интереснее станет содержание журнала.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.