Из истории русского подводного флота
Первые попытки человека уйти под воду и подплыть к цели незамеченным делались ещё в глубокой древности. В этом убеждают нас легенды о подводных судах Александра Македонского.
Но если от легенд обратиться к историческим фактам, то они уведут нас не к такому уж древнему периоду истории и не к берегам Средиземного моря, а к нашим близким предкам.
Известно, что в XV - XVI веках турки и их вассалы - крымские ханы - часто совершали грабительские набеги на Украину и Россию. Это были хорошо продуманные, подготовленные и организованные военные походы.
Но наш народ умел обороняться. Память народа и летописи сохранили немало воспоминаний об ответных походах запорожцев в Крым и к берегам Малой Азии.
Францисканский монах Фурнье побывал во второй половине XVI века в Константинополе. Вот что он сообщает в своих записках, датированных 1595 годом.
«Здесь мне рассказали совершенно необыкновенные истории о нападениях северных славян на турецкие города и крепости, - пишет Фурнье. - Они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов. Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я почитал эти рассказы выдумками. А теперь я лично говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега».
Францисканец Фурнье - один из образованнейших людей своего времени, а к истории подводного кораблестроения он имеет прямое отношение: вместе с другим учёным монахом, Мероеном, он написал в начале XVII века научный трактат, в котором изложил проект подводного судна.
Комментируя его записки, капитан Монжери, один из первых конструкторов подводной лодки, писал в 1820 году:
«Итак, ещё задолго до первого изобретателя подводной лодки Ван - Дреббеля и нынешнего знаменитого проектировщика Роберта Фультона запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, покрывать в погружённом состоянии большие расстояния, а затем уходить в обратный рейс под парусами... Как были устроены эти запорожские подводные военные челны, мы точно не знаем. Известно только, что они плотно сбивались шкурами животных, пропитанными жиром, и имели на поверхности над водой небольшую трубу, повидимому, питавшую воздухом команду и способную время от времени вместить голову командира - наблюдателя. Двигались они при помощи вёсел, а отверстия для вёсел у них, надо предполагать, так же, как позднее и в лодке Ван - Дреббеля, прикрывались кожей...
... Вряд ли они покрывали весь путь через Чёрное море в погружённом состоянии. Можно скорее предположить, что добирались они до берегов Малоазийского полуострова под парусами и только где - нибудь вблизи цели, пристав к пустынному берегу, эти отважные мореплаватели наполняли двойное дно своих пирог песком или камнями, чтобы затем сбросить сей балласт на дно и внезапно всплыть перед глазами объятого ужасом врага...»
Итак, вот, оказывается, куда приведёт нас взгляд в прошлое подводного плавания: к запорожским казакам!... И приведёт он нас не к несбыточным проектам самого Фурнье, не к утлой лодочке голландца Ван - Дреббеля, с грехом пополам переплывшего под водой Темзу в 1620 году, а к целой подводной флотилии, способной высадить десант и овладеть крупным портовым городом... А ведь за достопочтенным учёным механиком Корнелием Ван - Дреббелем увековечена слава изобретателя «первой подводной лодки»!...
Подводное судно не могло быть изобретено одним человеком. Оно создавалось и совершенствовалось веками, и целые поколения известных и безызвестных изобретателей отдали много труда, прежде чем перед нами предстала современная субмарина.
И одним из первых участвует в создании подводного корабля русский народ. Вот что пишет об одном первоизобретателе подводного судна, русском крестьянине Ефиме Никонове, профессор В. В. Данилевский в своём обстоятельном труде «Русская техника»:
«Петровские документы сохранили имена многих русских деятелей, занимавшихся новыми делами в области механики. В их числе... крестьянин Ефим Никонов - изобретатель «потаённых судов», то есть подводных лодок.
В 1719 году Никонов объявил, что он может сделать «потаённое» судно Для скрытого нападения на неприятельский флот: «...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли хотя б десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец... под потерянной своего живота, ежели будет неугодно». В январе 1720 года Никонов снова подтвердил, что берётся сделать судно, которое сможет идти в воде «потаённо и подойти под военный корабль под самое дно». В том же месяце Никонов получил приказ делать судно при Обер - Сарваерской конторе. Распорядились о выдаче ему необходимых материалов и о выплате ему жалованья по 10 копеек в день. В 1724 году на Галерном дворе в присутствии Петра I начали спуск «потаённого судна», но во время спуска повредили дно, и испытание не состоялось. Через год Пётр I умер, а после его смерти начинание Никонова не было должным образом поддержано».
Русские изобретатели вписали немало славных страниц в историю подводного кораблестроения. Но если на Западе каждый новый проект подводной лодки являлся сенсацией и сопровождался порой незаслуженной рекламой, то в России строители подводного флота, как правило, заливались, их работы замалчивались, их проекты погибали под грузом невнимания и равнодушия. Очень характерную в этом отношении и весьма трагическую историю удалось извлечь в 1940 году из - под спуда царских архивов профессору Гернету. Многие читатели «Правды», очевидно, помнят его статью об узнике Петропавловской крепости и Шлиссельбурга Черновском, работавшем в заточении над своим проектом подводного судна.
Мы до сих пор не знаем, за какое преступление в 1829 году попал в страшный каземат Петропавловки, а затем Шлиссельбурга этот узник. Несомненно, это было тяжёлое государственное преступление, иначе он не содержался бы в таких суровых условиях, какие описал профессор Гернет.
Черновский просидел в Петропавловской крепости 5 месяцев, и всё это время он неутомимо работал над чертежами и описаниями своего подводного судна. Причём, в одном из своих писем царю Николаю I он писал, что начал работать над своим проектом ещё в 1825 году, то есть за 4 года до заточения в крепости.
Проект Черновского, как это видно по его чертежам и описаниям, был весьма не совершенным, но кто знает, что мог бы создать этот талантливый конструктор, если бы ему была предоставлена возможность работать свободно? Николай I остался глух к его письмам. Наоборот, вскоре несчастного узника - изобретателя по приказу царя перевели в секретный замок Шлиссельбургской крепости и запретили ему пользоваться там письменными принадлежностями. В полном отчаянии Черновский пытался покончить жизнь самоубийством. Ему помешали. Он просидел в Шлиссельбурге несколько лет, а затем против его фамилии в списках заключённых появилась пометка: «Выбыл из крепости» Указаний о его освобождении нет, остаётся предполагать, что он погиб - Проект первой русской подводной лодки был сделан генералом Андреем Шильдером. Его судно. построенное совершенно самостоятельно, без каких - либо заимствований у заграничных изобретателей, показало при испытании хорошие качества, но после случайной аварии всё тот же Николай I назвал генерала - изобретателя «чудаком» и перестал интересоваться его судном.
Если запорожские казаки являются пионерами практического подводного плавания в истории всего человечества, то подводную лодку Андрея Шильдера можно с полным правом назвать первенцем русского подводного флота.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.