По Москве - реке, вздымая волны, движется теплоход. По широкому мосту проезжают автомобили, троллейбусы и трамваи. А в это время под рекой девять человек в чёрных резиновых костюмах, в высоких сапогах и пробковых шлемах взрывают тяжёлый известняк, рубят и бурят его, грузят в вагонетки и по рельсам отвозят в тёмную даль уже готового тоннеля.
Они работают на щите, стальном приспособлении, которое предохраняет от обвала, держит свод своими стальными плитами, в котором скребковый транспортёр тащит в вагонетки серые мокрые камни и который, наконец, помогает своим краном укладывать чугунные звенья кольца тюбинга. И когда взорвана порода, когда уложено кольцо тюбинга, - тогда щит передвигают вперёд на один метр. А норма - 20 метров в месяц.
Так вот они, девять человек, молодёжная бригада Якова Сивакова, - одна из лучших на строительстве столичного метрополитена. В нижней части щита пять человек. Фёдор Калинин - он слева с отбойным молотком - всею своей тяжестью он опирается на молоток. Молоток ударяет в серо - белую плиту. Мелкие брызги воды стекают с известкового пласта. Не поддаётся! Снова удар. От стального наконечника идёт пар. Струйки воды, холодной подпочвенной воды, смывают серую молочную жидкость. Снова удар, и молот начинает подаваться. Камень треснул Вот большой кусок его откалывается и соскальзывает вниз.
- Клава!
Клавдия Сорокина отскакивает в сторону, камень с плеском падает на то место, где стояла она. Клавдия с киркой. Она откапывает более мягкую породу. Большие глыбы, окатываемые водой, падают на транспортёр. Его не видно. Он в воде. Впереди него, тоже с отбойным молотком, стоит Яков Сиваков. Под его ногами ровная плита известняка. Из стен, из щелей льётся вода, и плита, на которой стоит бригадир, всё время омывается. Трещит молот. Удар. Ещё удар. Не поддаётся пласт. Сиваков электробуром делает несколь. ко отверстий в камне. Потом молот расширяет эти отверстия, трещины быстро расходятся.
Справа с отбойным молотком Максим Цыбиков и его помощница Анна Гришина. У них порода легче, но от молотка тоже идёт пар.
Треск молотков, глухие удары кирок, всплески падающих глыб, гуденье мотора, движущего транспортёр. Вот уже тридцатый раз бурит свой пласт Фёдор Калинин, вот бригадир пробурил 8 отверстий и сейчас ломом отваливает от пласта огромную глыбу, вот справа пятидесятый раз вгрызает в породу свой молот Максим Цыбиков, а обе девушки скатывают камни и глину на транспортёр, и концы их кирок блестят серебром и тоже парят. А прошло всего... 5 минут, и бригада прошла всего один сантиметр. Четыре тачки оттащили от щита к электровозу девушки – ответчицы Мария Тягина, Зинаида Попова и Клавдия Половинкина.
В это же время наверху Александр Бубенков успел пробурить две скважины для взрыва. Перед окончанием смены вся девятка уйдёт в конец тоннеля, загудят огромные вентиляционные трубы и Яков Сиваков включит рубильник. Грохнет взрыв, и, когда уйдут газы, щит можно будет передвинуть вперёд на один метр. После, во вторую смену, придут ещё трое. Они будут монтировать кольцо тюбинга. День - метр. Таков закон этой бригады.
На шахте есть ещё несколько щитов и ещё много бригад. Но в этих бригадах на три человека больше.
Дело в том, что Яков Сиваков каждому члену своей бригады точно определил место на щите. Это не просто: нужно было раньше научить своих товарищей умело работать, не просто рубить породу, уметь найти слабое место в извилинах известняка среди отпечатков морских раковин, которые встречаются в пластах.
Бригадир берёт кирку Клавдии Сорокиной. Он помогает ей? Нет, учит! Учит ровным, сильным, ритмичным ударам. Вот бригадир идёт с ответчицами.
- Кто на посту сегодня: ты или Попова?
Это укор. Маша Тягина и Зина Попова - комсомольский пост по борьбе за экономию и бережливость. Лес, гайки, болты в бригаде получают по счёту. Бригада и месяц экономит сотни болтов, гаек, десятки досок.
- Сегодня я на посту, - отвечает Маша.
Она сегодня, как сама говорит, «запарилась»: во время взрыва провела читку газеты, объявила слушателям кружка по - изучению краткой биографии товарища Сталина об очередном занятии, составила отчёт о сборе комсомольских взносов. Она, Мария Тягина, заместитель секретаря комитета комсомола строительства. Её подруга Зинаида Попова - тоже член комитета.
И это немудрено, что в одной бригаде собрались два члена комитета комсомола. Как в производственной, так и в общественной жизни бригада Сивакова на первом месте.
И ещё одно сделала эта бригада. Задумала давно: сделать подарок в честь тридцатой годовщины комсомола - первой закончить проходку трёхсотметровой подводной трассы тоннеля. Это было так. Брызнули искры взрыва, а когда рассеялся дым, последнее кольцо тюббинга охватило тоннель. Щит продвинулся вперёд ещё на один метр.
Это и был трёхсотый метр тоннеля. Бригада закончила свой путь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.