Октябрь. Месяц больших торжественных событий, - в этом году он стал для нас особенно значительным. Тридцать лет ленинско-сталинского комсомола отмечает весь советский народ, пятидесятилетие МХАТ - праздник культуры в нашей стране. В эти же дни и наша школа-студия имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ отмечает первое пятилетие своей жизни.
У нас, советских людей, есть своя, особая традиция. Мы не только празднуем наши праздники: оглядываясь на пройденный путь, подводя итоги, мы думаем о том, как в будущем работать ещё лучше, дать Родине ещё больше.
И сейчас, в дни юбилейных торжеств, нам хочется рассказать о работе комсомольцев нашей студни, о том, что же было за эти пять лет.
1943 год. Ожесточённые бои на фронтах, напряжение всех трудовых сил в тылу. Но в это тяжкое для страны время народ думал о будущем искусства, о новых театральных кадрах. Осенью 1943 года Комитетом по делам искусств при Совнаркоме СССР была открыта школа-студия МХАТ. Студии было присвоено имя великого учителя актёров, одного из основоположников МХАТ - Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
Студенты приезжали отовсюду: из затемнённого, промороженного Ленинграда, из Свердловска, где круглые сутки работали заводы, из далёких колхозов, из самодеятельных армейских коллективов...
Никаких скидок не делали экзаменаторы. Так же пристрастно, как и до войны, судили они о способностях юношей и девушек, так же высоки были требования. И это понятно. Студия должна была дать народному искусству действительно способных, талантливых людей.
Первый же выпуск студии доказал, как безошибочен был отбор. В прошлом году 14 комсомольцев-актёров начали свою самостоятельную жизнь на сцене МХАТ. Бывший секретарь комсомольского бюро студии Елена Хромова, комсомольцы Владимир Трошин, Владилен Давыдов, Клементина Ростовцева с успехом дебютировали в больших ролях классического и современного репертуара.
Комсомольцы студии жили одной, общей жизнью с молодёжью страны. Каждое военное лето наша студия выезжала на полевые работы в Пестово, на канал Москва - Волга. Кончилась война, и перед комсомольцами столицы встала новая задача - благоустройство родной Москвы. И здесь работала молодёжь студни на своём участке, в Свердловском районе.
Все эти годы мы учились мастерству актёра. У нас замечательные учителя. Очень часто нашу студию посещали народные артисты Хмелёв, Москвин, Качалов, Тарханов. Василий Иванович Качалов любил не только показывать сам, но и слушать нас, студийцев. А как помнил он каждого из нас! На одном из занятий, после чтения отрывков, Качалов оглядел собравшихся:
- А теперь вот вы, Трошин, прочтите «Тройку», я помню, вы её читали на приёмных испытаниях!
Нет больших праздников для студии, чем те дни, когда к нам приходят народные артистки Книппер-Чехова и Тарасова. Слушая их, наблюдая их игру, мы учимся великому мастерству театрального искусства.
Трудны, благородны задачи студийца. Мы должны стать актёрами, воспитателями новых моральных качеств. Сколько вопросов, бесед, разговоров возникала у нас о том, о чём мы должны будем говорить с нашим зрителем, - о любви к Родине, о дружбе, о верности.
Так родилась необходимость проведения общестудийной конференции-диспута «Моральный облик советского молодого человека». О молодёжи в бою рассказал комсомолец, член бюро, студент Николай Добронравов. Студент постановочного факультета Виктор Заветаев был в Корее. О своих встречах с корейскими студентами, беседах с ними он рассказал товарищам в студии. Материалам конференции-диспута был посвящен специальный номер нашей газеты «Студиец».
Историческое постановление ЦК ВКП(б) о репертуаре театров глубоко взволновало нас. На специальном комсомольском собрании студийцы долго и горячо говорили о нём. Ещё больше, ещё глубже задумались мы о задачах советского театра, о почётном и трудном пути, который лежит перед нами.
Мы счастливы и горды тем, что учимся в одной из лучших театральных студий страны. Великое доверие налагает на нас большие обязанности. За годы учёбы мы должны стать восприемниками лучших традиций Московского Художественного театра имени Горького, наследниками тех замечательных людей искусства, которые играли и играют на его сцене. Нам отдают они свои искания, волнения, свою любовь к народу. И каждый из нас готов посвятить всю свою жизнь социалистическому театру, великой цели воспитания советских людей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.