Ноябрь
Навеки останутся в памяти народа события 1853 года... Международная обстановка сложилась так, что война России с Турцией и поддерживающими её Англией и Францией была неминуема.
В октябре 1853 года эскадра судов Черноморского флота под командованием замечательного русского флотоводца П. С. Нахимова выходит в море. 11 ноября русские корабли близко подошли к Синопскому рейду, где укрылась эскадра противника, состоящая из семи военных фрегатов, двух пароходов, трёх корветов и одного шлюпа, и блокировали его.
Несмотря на то, что турецкие корабли находились под охраной сильных береговых батарей, Нахимов решил войти в гавань и навязать противнику бой. Утром 18 ноября 1853 года русская эскадра взяла курс на Синоп. В 12 часов 30 минут дня турки выпустили первый залп. Флагманский корабль «Императрица Мария», на мостике которого с подзорной трубой находился Нахимов, ближе всех стал к турецкому флоту и береговым батареям. По его сигналу русские открыли ураганный ответный огонь. Так началось знаменитое синопское сражение.
Приблизительно через два часа после начала боя победа русского флота определилась вполне. Матросы и офицеры обнаружили не только изумительную волю к победе, героизм и бесстрашие, но и прекрасное мастерство Командиры кораблей были инициативны и искусно управляли своими кораблями; матросы - отважны, умелы и дисциплинированны. Каждое распоряжение командующего выполнялось мгновенно и в точности.
Готовя своих командиров и матросов к предстоящим морским сражениям, Нахимов в одном из приказов судам своей эскадры писал: «Не распространяясь в наставлениях, я выскажу свою мысль, что, по мнению моему, в морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу - есть лучшая тактика». Наставления Нахимова о том, как держаться в морском бою, принесли, безусловно, громадную пользу.
Корабль «Константин» во время боя был окружён неприятельскими судами. На помощь к нему поспешил другой русский корабль, «Чесма», который перенёс всю мощь своих пушек на турецкий фрегат «Навек-Бахри», расстреливавший «Константина». От соединённых усилий двух русских кораблей «Навек-Бахри» взлетел на воздух.
К четырём часам дня Синопский бой был кончен. Турецкий флот погиб полностью. Турки потеряли больше трёх тысяч убитыми. В плен попал сам командующий турецкой эскадрой, вице-адмирал Осман-паша. Русские же не потеряли ни одного корабля.
Синопский бой поразил Европу совершенством русского флота и оправдал многолетний упорный труд по его строительству и укреплению.
Благополучно совершив обратный переход через бурное Чёрное море, корабли П. С. Нахимова 23 ноября 1853 года бросили якорь в Севастополе. В день прибытия П. С. Нахимов издал приказ, в котором говорилось: «Истребление синопского флота в Синопе эскадрой, состоящей под начальством моим, не может не оставить славной страницы в истории Черноморского флота. Я хочу лично поздравить командиров, офицеров и команды с победой и благодарить их за благородное содействие моим предположениям и объявить, что с такими подчинёнными я с гордостью встречусь с любым неприятельским европейским флотом».
Этот приказ был ответом Англии и Франции, занявшим после Синопского боя открыто враждебную позицию по отношению к России и подстрекавшим к войне против неё.
Более пяти с половиной веков самостоятельным путём шла и развивалась русская артиллерия. Страницы военной истории полны героизма и воинской доблести пушкарей Ивана Грозного, петровских бомбардиров, артиллеристов Суворова, Кутузова и Нахимова, героических защитников Порт-Артура и целой плеяды мастеров артиллерийского искусства гражданской и Великой Отечественной войны.
Намного опередив Западную Европу, русские учёные и мастера первыми изготовили орудие, заряжающееся не с дула, а с казённой части; придумали нарезку стволов; разработали особые виды бездымного пороха; создали скорострельные орудия и многое другое. В русской армии раньше, чем в других армиях, была создана полковая и конная артиллерия.
Однако низкий уровень промышленного производства старой России и раболепие царских чиновников перед всем заграничным тормозили развитие отечественной артиллерии.
Роль артиллерии в современной войне по-настоящему была оценена сталинским полководческим гением. А возможность её развития была обусловлена советской первоклассной техникой машиностроения и металлургии.
«Бог войны» - так назвал товарищ Сталин советскую артиллерию. И это определение ярчайшим образом подтвердилось в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование, недооценив основную ударную силу Советской Армии - полевую артиллерию, - рассчитывало разгромить наши войска танками и миномётами. Эта недооценка дорого обошлась немцам: уже в 1941 году гитлеровцы потеряли свои основные, кадровые дивизии. Только за первый год войны с Советским Союзом фашистская Германия потеряла главным образом благодаря действиям нашей артиллерии 24 тысячи танков. В одном из приказов Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин указывал:
«Артиллерия была той силой, которая обеспечила Красной Армии разгром немецких войск под Сталинградом и Воронежем, под Курском и Белгородом, под Харьковом и Киевом, под Витебском и Бобруйском, под Ленинградом и Минском, под Яссами и Кишинёвом».
В годы Отечественной войны в Советском Союзе произведено артиллерийских орудий в 29 раз больше, чем в дореволюционной России за весь период первой мировой войны на всех казённых и частных заводах. Производство миномётов увеличилось в 89 раз. Мы уже не говорим о качественном изменении советской артиллерии. Достаточно напомнить о нашей реактивной артиллерии и реактивных снарядах, о наших автоматических скорострельных зенитных орудиях, о тяжёлых самоходных пушках, о «летающих пушках» - прославленных «ИЛ» - и т. д.
Ударная сила Советской Армии во всём своём могуществе была проявлена в заключительном сражении за Берлин в апреле 1945 года. В этом сражении со стороны Советской Армии участвовали 41 тысяча стволов артиллерии и миномётов, 8400 самолётов, сопровождавших с воздуха удар артиллерии, более 6300 современных танков прорыва.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.